Главная  Новости педагогического образования Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Долгий путь в ПТУ

НИНА ВАЖДАЕВА, «Новые Известия» Как следует из опубликованного на прошлой неделе социологического опроса исследовательского центра Romir, почти 90% российских работодателей признают дефицит профессиональных рабочих. Правда, интересуют сегодня владельцев предприятий выпускники лишь тех училищ, где применяются инновационные технологии. Таких в стране единицы, но и там из года в год недобор абитуриентов. Эксперты убеждены, что возродить систему ПТУ возможно лишь в тесном контакте с теми заводами и фабриками, куда потом поступят на работу дипломированные специалисты.

Этим летом мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что городу необходимы более 200 новых ПТУ. По его словам, иначе решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров нельзя. Денег мэр обещал не жалеть. Однако у экспертов сразу возник вопрос: а кто будет учиться в новых ПТУ? По данным социологов, 66% россиян считают учебу в профтехучилище не престижной и даже унизительной. Это неудивительно: последние 20 лет словом «ПТУ» педагоги пугали нерадивых школьников. Считается, что в училища идут только те, кто не в силах поступить в институт.

К всеобщему удивлению, работодатели придерживаются противоположного мнения. 87% готовы принять на работу выпускников начального и среднего профобразования. Но с одной маленькой оговоркой: ребят должны обучать с использованием новейших инновационных технологий. Таковы результаты социологического опроса, проведенного исследовательским центром Romir. «Средний показатель трудоустройства по специальности выпускников инновационных учреждений профобразования в 2007 году составил 71%, – говорит член совета директоров центра Игорь Березин. – Это очень высокий результат. Более того, к примеру, в профессиональных училищах № 36 Тюменской области и № 10 Липецка в этом году все 100% выпускников устроились на работу по специальности».

Эксперты результатам соцопроса не удивляются. «Сейчас многим требуются на работу люди, обладающие специальными знаниями, – рассказал «НИ» директор Центра социальных исследований и инноваций Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – В обычных ПТУ так, разумеется, не учат. Да и вообще качество образования в них на весьма низком уровне. Эффективно готовить специалистов сегодня можно только в сотрудничестве с предприятиями. То есть изначально, с первых дней выполняя их социальный заказ».

Увы, идут на такое сотрудничество немногие. Формирование эффективной модели государственно-частного партнерства было заложено в нацпроекте «Образование», но в этом году поддержку получили лишь 76 училищ. В наших условиях – капля в море.

Несмотря на дефицит рабочих кадров, большинство профтехучилищ по-прежнему в плачевном состоянии. «За последние 15 лет число ПТУ сократилось по стране на 60%, а в некоторых регионах и на все 90%, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Фактически система училищ у нас в полуразрушенном состоянии. В большинстве училищ устаревшее оборудование, нет материальной базы для обучения по новым технологиям, навыки мастерства преподают зачастую пьяницы, давно утратившие квалификацию. К тому же для тесного сотрудничества с будущими работодателями, о котором все говорят сплошь и рядом, нет законодательной базы. За границей компании, вкладывающей деньги в подготовку будущих специалистов, предоставляют налоговые льготы. Нашим же предприятиям финансировать ПТУ просто невыгодно».

И все же, судя по данным соцопроса Romir, 63% работодателей даже в нынешних условиях могли бы вкладывать деньги в развитие профильного образования. Они даже готовы сформировать кадровую политику на 3–5 лет вперед. Этого времени как раз хватит для подготовки хорошего специалиста. Но пока все громкие планы работодателей остаются только на бумаге. А заветный мастер – золотые руки – лишь в мечтах.
© 2003, «ЗАО «Газета Новые Известия»

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф