Главная  Новости педагогического образования Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Европа нуждается в учителях
28.02.2005

Представительный список приглашенных выступающих включал комиссара ЕС по вопросам образования Яна Фигеля, руководителя Европейского центра исследований и анализа в образовании Арлетт Делхакс, руководителя отдела образования и профессиональной подготовки Организации экономического сотрудничества и развития Рауло Сантьяго и других.

Причиной обеспокоенности общественности, в том числе профсоюзов, является откровенное противоречие между потребностью в высококвалифицированных учителях и текущей политикой многих государств — членов ЕС. Растущая нехватка учителей-предметников в некоторых странах представляет реальную угрозу качеству образования. При этом слишком мало делается для сохранения и удержания педагогов.

Между тем, как было заявлено в Лиссабонской декларации ЕС в 2000 году, именно образование поможет превратить экономику стран союза к 2010 году в наиболее конкурентоспособную, позволяющую создавать все больше рабочих мест и обеспечивать социальную справедливость.

В ходе дискуссии были определены три основных направления для решения проблемы. Первое — повышение качества начальной подготовки учителей и преподавателей. Она должа отвечать требованиям «общества знаний». Для этого необходимо внести соответствующие изменения в программы, обеспечить высокий академический и профессиональный стандарт, использовать последние результаты исследований в педагогике. Кроме того, по мнению участников дискуссии, нужно обучать учителей современным информационным и коммуникационным технологиям, а также сделать частью профподготовки научно-исследовательскую работу.

Второе направление — наем и сохранение достаточного количества квалифицированных учителей. Для решения этой проблемы профсоюзы предлагают учитывать в статистике все педагогические вакансии, включая места, занятые неквалифицированными кадрами, а также провести специальное исследование и выяснить, почему все больше педагогов уходят из профессии до завершения своей карьеры. Общественный статус учителя, по их мнению, должен быть значительно поднят, прежде всего за счет повышения заработной платы и улучшения условий труда и найма. Материалы ОЭСР свидетельствуют, что зарплата педагогов в странах ЕС начиная с 1994 года постоянно уменьшается по отношению к доле ВВП на душу населения.

Третье направление, о котором говорили участники слушаний, — постоянное профессиональное развитие педагогов. Оно должно стать неотъемлемой частью учительской профессии. Для этого необходимо предоставлять учителю достаточное время для профессионального развития, обеспечить процесс непрерывного повышения квалификации педагогов без отрыва от работы. При этом частью этого процесса должно стать сотрудничество школ и исследовательских центров.

Кроме того, участники слушаний предлагают создать Европейский институт по подготовке учителей. Его задачами могли бы стать:

• разработка профессиональных программ развития, координация исследований в различных странах, развитие сотрудничества между школами и университетами;

• создание компьютерных сетей для обмена положительным опытом и идеями;

• сотрудничество с университетами и педагогическими вузами для создания общих Европейских курсов в качестве дополнения к национальным системам педагогического образования.

Вывод дискуссии таков: Европа нуждается не только в достаточном количестве учителей, но еще и в том, чтобы все учителя обладали высокой квалификацией для решения задач, стоящих перед ЕС. Сегодня ребром стоит вопрос о качестве образования в Европе.

Как заявил комиссар ЕС по образованию Ян Фигель, «человеческие ресурсы — это главное, чем располагает Европейский союз. Именно поэтому мы должны сделать так, чтобы наши учителя могли и хотели ответить на вызовы нового общества знаний. Именно поэтому мы должны инвестировать в наших учителей. Они должны быть уверены в своих возможностях».

Николай КОЛОБАШКИН, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФПостоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/?action=topic&toid=8444

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф