Главная  Новости педагогического образования Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования
20.12.2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методическое объединение

по специальностям педагогического образования

Методические рекомендации

по проведению итоговой государственной аттестации выпускников

высших учебных заведений по специальностям педагогического образования

1. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального (педагогического) образования установлены требования к итоговой аттестации выпускников (п.7.2.). Они включают в себя общие задачи итоговой аттестации и перечень необходимых итоговых испытаний. Требования к структуре и содержанию каждого вида аттестационных испытаний определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного приказом Министерства образования России от 25.03.03 N 1155, и настоящих Методических рекомендаций.

2. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям педагогического образования изложены в п. 7.2.1 соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

3. Формы итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальностям педагогического образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен по специальности (для стандартов с дополнительной специальностью два государственных экзамена, один по основной, другой по дополнительной). Высшее учебное заведение имеет право увеличивать количество государственных экзаменов (не более трех в сумме). Решение о количестве выпускных государственных экзаменов принимается Ученым советом высшего учебного заведения.

4. Содержание итоговой государственной аттестации

4.1.Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по основной специальности.

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Содержание выпускной квалификационной работы может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений.

Сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются высшим учебным заведением на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерного учебного плана по соответствующей специальности.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа должна включать в себя следующие структурные элементы: введение, как минимум 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложения (если это необходимо).

Введение содержит обоснование темы исследования, ее актуальности и практической значимости, формулирование целей и задач работы, определение понятийной базы и методов исследования. Главы включают анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной дипломником методики исследования. Экспериментальная часть работы обязательна для выпускных квалификационных работ, имеющих экспериментально-методическую, практико-ориентированную тематику. Содержит описание хода и результатов проведенного эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций. В заключении отмечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Защита выпускной квалификационной работы

Защита дипломных работ проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Порядок подготовки и предоставления дипломных работ в Государственную аттестационную комиссию, требования к оформлению и процедура защиты определяются высшим учебным заведением.

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Состав ГАК утверждается приказом ректора высшего учебного заведения.

Критерии оценки выпускных квалификационных работ.

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Критерии оценки выпускных квалификационных работ:

- обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

- четкость структуры работы и логичность изложения материала;

- методологическая обоснованность исследования;

- новизна экспериментально-исследовательской работы;

- владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

- объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

- соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

- содержание отзывов руководителя и рецензента;

- качество устного доклада;

- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

4.2. Требования к итоговым государственным экзаменам специалиста.

Итоговые государственные экзамены специалиста являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом. В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности учителя (преподавателя, педагога) определены государственными образовательными стандартами (п. 7.1.) в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 1.3.3.).

В соответствии с ГОС ВПО итоговые государственные экзамены проводятся по основной специальности и по дополнительной специальности.

Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником в соответствии с профессиональной образовательной программой. Он не должен дублировать промежуточные монодисциплинарные экзамены, его содержание рекомендуется формировать на междисциплинарной основе. Конкретный состав учебных дисциплин (разделов дисциплин), охватываемых государственным экзаменом, определяется высшим учебным заведением (факультетом).

Программы государственных экзаменов разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, настоящих Методических рекомендаций и утверждаются высшим учебным заведением.

При составлении программы государственных экзаменов рекомендуется использовать содержание тех учебных дисциплин, их разделов или тем, которые непосредственно формируют способность выпускников решать необходимые профессиональные задачи.

Экзаменационные материалы представляют собой перечень комплексных заданий (вопросов) для проверки готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности. Каждое из разработанных заданий (вопросов) должно быть соотнесено с типовой задачей профессиональной деятельности в соответствии с его ролью в будущей профессиональной деятельности выпускника. Задание может опираться на раздел (модуль) какой-либо учебной дисциплины или на совокупность модулей различных дисциплин, вынесенных на экзамен. Предпочтение при этом следует отдавать форме задания, наиболее адекватно отражающей профессиональную деятельность, к которой готовится выпускник. Так, например, в качестве задания выпускнику может быть предложено спроектировать фрагмент урока с заданным содержанием.

В экзаменационный билет включается одно или несколько комплексных заданий (вопросов), в зависимости от их трудоемкости и установленной общей продолжительности процедуры ответа на экзамене (длительность подготовки к ответу, письменная или устная форма ответа и др.).

Порядок проведения экзамена

Порядок проведения итогового государственного экзамена определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, Программы государственных экзаменов, разработанной на основании Методических рекомендаций УМО, и характера комплексных заданий.

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, модулям), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.

Критерии оценки итогового государственного экзамена

Оценка ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется членами Государственной экзаменационной комиссии. В состав ГАК должны быть включены специалисты в области тех дисциплин (разделов дисциплин), которые используются в качестве модулей при формировании Программы государственного экзамена. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по специальности, его профессиональные компетенции, входит:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

 

Список участников совещания 27-28 января 2005 года
по подготовке Методических рекомендаций по проведению итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
по педагогическим специальностям и направлениям

1. Гунявина Наталья Леонидовна (председатель): заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России;

2. Васильева Светлана Викторовна: ведущий специалист Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России;

3. Трубина Людмила Александровна: Начальник Учебно-методического управления Московского педагогического государственного университета;

4. Егорова Екатерина Борисовна: Заместитель начальника Учебно-методического управления Московского педагогического государственного университета;

5. Новиков Николай Васильевич: Проректор по научной работе Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского;

6. Козлов Александр Николаевич: Проректор по учебно-методической работе Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина;

7. Атанасян Сергей Левонович: Первый проректор Московского городского педагогического университета;

8. Гальцова Нина Григорьевна: Проректор по учебно-методической работе Московского педагогического университета;

9. Зайцев Владимир Васильевич: Проректор по учебной работе Волгоградского государственного педагогического университета;

10. Шихов Владислав Иванович: Проректор по учебно-методический работке Вологодского государственного педагогического университета;

11. Тряпицына Алла Прокопьевна: Заведующая кафедрой педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;

12. Матяш Наталья Викторовна: Проректор по учебной работе Брянского государственного университета;

13. Лобанов Анатолий Александрович: Проректор по учебной работе Владимирского государственного педагогического университета.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф