Главная  Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Болонизация по-украински

Интеграция Украины в мировое и европейское образовательное пространство не проходит планомерно и размерено, как это обещали чиновники от науки, начавшие болонизацию с ликвидации псевдоуниверситетов.

Псевдосокращение
По данным Минобразования, сеть высших учебных заведений, которая сейчас насчитывает 350 вузов разных уровней аккредитации, на протяжении последних двух лет планомерно сокращалась. Так, по итогам 2007 года число вузов уменьшилось на 31 заведение. В основном за счет реорганизации вузов І–ІІ уровня аккредитации в структурные подразделения высших школ с ІІІ–IV уровнем аккредитации и путем смены статуса.

Скачкообразное сокращение вузов разных уровней аккредитации и недостаточное количество информации о происходящих изменениях уже спровоцировали волну непонимания, и, как говорят сами чиновники Минобразования, – волну саботажа со стороны представителей украинских вузов. «Представители Минобразования упрекают вузы в саботаже внедрения Болонской системы. Но это не сопротивление, это отсутствие элементарной разъяснительной работы со стороны министерства, не разработавшего единых критериев внедрения Болонского процесса в Украине», – пояснил «24» Олег Омельчук, декан Хмельницкого университета управления и права. По его словам, внедряя у себя новые стандарты, представители вуза не имели возможности взять в качестве примера единую методику, разработанную в министерстве. В Хмельницком университете столкнулись с тем, что практически каждый вуз имеет свою собственную методику оценки знаний студентов – как по 100-балльной системе, так и по 200-балльной.

Мобильность притормаживает
Подлила масла в огонь споров между чиновниками и вузами и прошлогодняя новинка учебного года – Европейская кредитно-трансферная система (ECTS). В рамках Болонской программы ее внедряли во всех вузах ІІІ–IV уровня аккредитации с целью формирования единого критерия учета трудоемкости учебной работы.

По определению Минобразования, система ECTS обеспечивает один из основных принципов европейской системы образования – мобильность студентов и преподавателей. Последний позволяет осуществлять трансфер студентов из одного высшего заведения в другое, в том числе и в иностранные вузы. «Но Украина, внедряя у себя этот принцип, не сделала самого главного – не систематизировала образовательные процессы», – поясняет г-н Омельчук. Во многих учебных заведениях возникает масса проблем при переводе студента. Причем: чем старше курс, тем сложнее это сделать. Объясняется все тем, что в вузах разные подходы к составлению учебных программ, а также количество часов и дисциплин. Разные и формы контроля. В итоге у студентов при переводе появляются академзадолженности, что не способствует мобильности студентов. Важным пунктом мобильности является знание иностранного языка. «О какой мобильности можно говорить, если средний уровень владения иностранным языком у студентов в последние годы оставлял желать лучшего. Правда, мотивация к его изучению в нынешнем году заметно возросла. Об этом говорит повышение интереса к языку на занятиях в вузах и желание обучаться за свой счет на частных курсах», – комментирует Владимир Яровой, первый проректор МАУП.

Такие преграды для мобильности студентов снижают шансы украинского образования в конкурентной борьбе за иностранного студента. «Когда говорят о мобильности, то чаще всего имеют в виду почему-то миграцию украинских студентов за рубеж. Но сейчас уже нужно задуматься о том, как можно открыть дверь, чтобы открыть двери для студентов из других стран», – комментирует «24» Вера Терновская, специалист по вопросам образования Посольства США. Цена вопроса действительно велика. Так, система образования Соединенных Штатов открыта для иностранных студентов, чем ежегодно обогащает американскую экономику на $13 млрд.

Форсировать трудно
Представители многих вузов приходят к выводу, что острой необходимости форсировать внедрение Болонской системы пока нет. «Европейская система не приглянулась украинцам из-за того, что подана была в виде политической воли. Модель была непродуманно наложена на существующую национальную систему образования, – поясняет доцент НаУКМА Вячеслав Бигун. – Нужно было также учитывать специфику некоторых профессий. Так, в Венгрии и Германии отказались от внедрения европейской системы в юридическом, медицинском образовании и теологии. Мотивация простая – невозможно выдать на гора специалиста за четыре года».

Пока на высшем уровне трещат копья и обсуждается несостоятельность нововведений, в некоторых вузах пытаются найти позитивы болонизации, без полного слепого копирования европейских стандартов. «Необходимости копировать эту систему полностью нет. Поэтому мы подошли к процессу внедрения творчески, объединив то хорошее, что есть в нашей системе образования, и полезные моменты европейской высшей школы: с первого сентября каждый студент знает план своей работы на год, – заявил «24» Андрей Бутенко, декан Европейского университета. – В результате, только с помощью Болонской системы удалось загнать студентов на лекции, что совершенно естественно вызвало с их стороны шквал недовольства». По его словам, молодежь оказалась просто не готова к самостоятельной работе, которая предусмотрена положениями Болонской системы образования, но практически не осуществима в командно-административной системе образования Украины.

Как считают в вузах, основная проблема в том, что в украинской системе образования к студентам все еще относятся как к детям. «Им преподают конкретный набор предметов, полезность которых определена свыше, диктуют лекции под запись, контролируют наличие конспектов. Абитуриент приходит в университет после школы, где его водили за руку все 11 лет, с такими же ожиданиями. И вдруг после введения болонских требований оказывается, что нужно проявить самостоятельность, но ожидания остаются и даже подкрепляются очевидностью доминирования преподавателя, – комментирует г-жа Терновская. – В итоге университеты и студенты оказались в ситуации, когда первые не знают, как стимулировать вторых к самостоятельному труду».

Прямая речь

Татьяна Варфоломеева, ректор Академии адвокатуры Украины

К изменениям в высшем образовании необходимо относиться предельно осторожно, чтобы не навредить. Не нужно считать образование, которое у нас было до присоединения к Болонскому процессу, плохим и непродуманно изменять все то, что способствовало признанию высокого уровня нашего образования во всем мире. Много споров вызывают практические моменты внедрения новой системы обучения. Например, контроль самостоятельной работы студентов, балльная система оценки знаний. Чтобы объективно и эффективно знания контролировать по Болонской системе, необходимо увеличивать количество преподавателей. К этому сегодня готовы не все вузы. Кроме того, многие преподаватели не хотят заниматься этой рутинной работой. Таким образом, возникает потребность в применении новых методик, компьютерного тестирования, форм обучения, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения. Преподавателям и студентам предстоит большая работа по освоению и в некоторой степени усовершенствованию новой для Украины системы образования.

Олег Шаров, первый проректор Университета «КРОК»

Наша система высшего образования интуитивно искала пути европейской интеграции с 90-х годов. Болонский процесс, на самом деле, подвернулся нам очень вовремя. Не было бы Болонского процесса, пришлось бы его изобрести.

Сейчас наибольшей проблемой является опасность создания в Украине «локальной версии» Болонского процесса, в которой он будет выхолощен и частично дискредитирован. К сожалению, европейские принципы гармонизации высшего образования, которые базируются на автономии университетов и сохранении широкого разнообразия образовательных традиций, в Украине могут быть подменены усилением государственного руководства отраслью и унификацией учебных программ. Возврат к советской системе высшего образования уже невозможен. Украина европейская страна, которая никогда не откажется от достигнутой массовости и доступности высшего образования, что невозможно в советской системе.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф