Главная  Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Ступени к степени
21.03.2005

На недавнем Совете ректоров Геннадий Месяц, председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и вице-президент РАН, рассказывая об итогах работы ВАК, затронул несколько важных вопросов, связанных с совершенствованием системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в России. Он подчеркнул, что обсуждение имеет смысл только в том случае, если сама эта система будет сохранена в нашей стране.

- Сегодня мы говорим об этом потому, что в последнее время предпринимаются попытки ее разрушить, - отметил председатель ВАК. - Есть желающие отменить государственную аттестацию, оставить одну ученую степень, которую будет присуждать неизвестная пока группа лиц. Меня это очень беспокоит. Сейчас много говорят о том, чтобы сделать, “как у них” (имеется в виду на Западе), одну ученую степень. Но мы в России вроде бы и так все сделали, “как у них”: президент избирается на четыре года, есть парламент, партии. Тем не менее все осталось “как у нас”. Все собравшиеся здесь прекрасно понимают, почему российской науке нужны две ученые степени. Так давайте объясним это обществу!

Г.Месяц напомнил, что в истории нашей страны уже был печальный опыт ликвидации государственной аттестации - это привело к массовому появлению “фальшивок” и как результат - к ослаблению ведущих научных школ России.

Он подчеркнул, что две степени - еще и российская традиция. Эта “ступенчатость” всегда стимулировала ученых к продолжению научной работы. Сегодня крупных материальных стимулов у нас нет, но остались моральные, и это надо учитывать. Докторская диссертация - глубокое научное исследование, серьезный вклад в науку. С получением докторской степени человек приобретает высокий статус, перед ним открываются широкие возможности.

Начиная с 1997 года количество кандидатских диссертаций, защищаемых в России, растет в среднем на 8,5% в год. Но эта цифра - “лукавая”. Рост идет, в основном, за счет гуманитарных наук: доля кандидатских диссертаций в этой сфере увеличилась с 27,8 до 49,6%! А если взять естественные и инженерные науки - картина получится с точностью до наоборот: их доля за этот же период уменьшилась с 50,3 до 29,5%. Если же говорить еще конкретнее, то меньше стали защищать кандидатских диссертаций по физико-математическим и техническим наукам, больше - по экономическим, педагогическим, юридическим. Та же тенденция наблюдается и в отношении докторских диссертаций.

Геннадий Месяц считает, что малая активность “технарей” связана с тем, что исследования в области естественных и технических наук требуют дорогого оборудования, а финансируются недостаточно. “Вал” диссертаций по экономическим, педагогическим, юридическим наукам он объясняет тем, что многие молодые люди находят в аспирантуре защиту от армии.

Был отмечен интересный феномен последних лет: каждый пятый доктор наук по экономике, педагогике и социологии - в прошлом кандидат технических или физико-математических наук. По мнению Геннадия Месяца, это вызвано “объективным процессом”.

- Люди сегодня нередко переквалифицируются, поскольку меняются экономическая ситуация, политические законы, - заметил он. - В советское время у нас было очень много специалистов по марксизму-ленинизму, марксистской философии, привыкших мыслить догмами. Люди, получившие техническое или естественно-научное образование, обладали порой более широким кругозором и здравым смыслом. Они-то и пришли в гуманитарные сферы.

Сегодня, считает председатель ВАК, структура кадров высшей научной квалификации не совпадает с потребностями приоритетных научных направлений. И необходимо провести основательную ревизию действующей системы аспирантур и плана приема в них - прежде всего с точки зрения эффективности.

- Существуют диссертационные советы, в которых за два года не было ни одной защиты! - сообщил Г.Месяц. - Таким мы рекомендуем либо закрываться, либо развивать систему разовых защит. С другой стороны, есть советы, в которых ежегодно защищается огромное количество кандидатских диссертаций, и необходимо обратить внимание на их качество, потому что кое-где это просто превратилось в “лавочку”. Например, у нас вызывает много вопросов деятельность в этой сфере Российской международной академии туризма, Института общего образования РАО. Каким образом совершенствовать работу аспирантур? Если коротко - прежде всего вести жесткий отбор аспирантов.

Остается актуальным и вопрос оптимизации сети диссертационных советов. Сегодня помимо базовой сети действует и резервная сеть диссертационных советов, срок полномочий которых один-два года. Опыт показал, что резервные советы создают здоровую конкуренцию и это тоже влияет на повышение качества советов базовых. Наметилась тенденция к укрупнению региональных диссертационных советов.

Еще одна задача - совершенствование номенклатуры и паспортов научных специальностей. С номенклатурой, уверен Г.Месяц, “нужно обращаться предельно осторожно”. ВАК регулярно делает обзоры перспективных направлений исследований, анализируя массив защищаемых диссертаций. На основе этого анализа предлагаются коррективы в номенклатуру специальностей научных работников. Уже подготовлены предложения о сокращении некоторых дублирующих друг друга позиций, об открытии новой специальности “Квантовые методы обработки информации”, а также введении специальности “Дезинфектология”.

Михаил КАМЕНЕВ  18.03.2005 15:19:32
Газета "Поиск"

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф