Главная  Новости педагогического образования
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Новости педагогического образования

Каким быть образованию для взрослых
11.02.2005

Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынках труда растет с каждым годом. Даже сейчас, в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры, работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации, население сетует на невозможность найти хорошую работу, а рекрутеры - на излишнюю привередливость клиентов. Проблемы современного российского рынка труда все в большей степени приобретают структурный характер. То есть экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней - безработицы и нехватки работников нужной квалификации. Ликвидации этого дисбаланса или по крайней мере его уменьшению может способствовать система профессионального образования. И здесь есть два пути. Первый - корректировка учебных планов и стандартов высшего и среднего профессионального образования в соответствии с моделями специалистов и с учетом потребностей реального сектора экономики. Однако потребуется по крайней мере 5 - 7 лет, чтобы подготовить нужных специалистов с фундаментальным образованием. Второй путь - повышение квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с потребностями реального сектора экономики - позволит человеку с базовым профессиональным образованием найти свое место в жизни уже в ближайшем будущем.
Согласно официальной статистике, повышение квалификации ежегодно проходит около 1,5 млн чел., профессиональную переподготовку - более 100 тыс. чел. Причем не учтены миллионы слушателей, обучающихся по краткосрочным (до 72 часов) программам и в рамках системы внутрифирменного обучения. Около 12 процентов контингента обучаемых ежегодно составляют преподаватели образовательных учреждений профессионального образования; лица, направленные на обучение службами занятости; лица, уволенные с военной службы. На долю оставшихся 88 процентов приходится обучение специалистов и руководителей.
В системе дополнительного профессионального образования (ДПО) функционирует свыше двух тысяч образовательных учреждений и подразделений 25 видов. Система ДПО быстро реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием как в количественном, так и в качественном отношении - то есть выходит за рамки чисто образовательной деятельности. В отличие от фундаментального образования программы повышения квалификации краткосрочны, не имеют и не могут иметь стандартов, поскольку ориентированы на конкретного заказчика. А программы профессиональной переподготовки, даже при наличии стандарта или государственных требований к содержанию, весьма динамичны и быстро реагируют на изменения рынка.
Во времена СССР система повышения квалификации и переподготовки специалистов действовала по отдельным отраслям, финансировалась государством и жестко контролировалась. В условиях рыночной экономики система ДПО перешла на полное самофинансирование, ориентируясь на подготовку специалистов, пользующихся спросом на рынке труда. Однако в развитых странах (США, Германия, Италия, Франция и др.) в отличие от России государство эффективно поддерживает систему дополнительного профессионального образования. Нормативно-правовая и законодательная базы, принятые в этих странах, стимулируют работодателей вкладывать финансовые ресурсы предприятий в повышение квалификации своих сотрудников, государство финансирует образовательные учреждения системы ДПО, существует система льгот и социальных гарантий для преподавателей, предприятия имеют налоговые льготы при инвестировании средств в образование. Бюджетное финансирование системы образования взрослых в этих странах даже превышает средства, выделяемые на высшее профессиональное образование. В российском бюджете 2005 года на систему ДПО запланировано всего полтора процента от общих затрат на профессиональное образование. Законодательная и нормативно-правовая база ДПО в нашей стране несовершенна и в некоторых случаях противоречива. Многие вопросы вообще не определены, что создает почву для произвольного толкования со стороны не только работников ДПО, но и проверяющих и контролирующих структур - со всеми негативными последствиями.
Важность системы ДПО для страны осознается и образовательным сообществом, и профессиональными объединениями работодателей. Для консолидации сил создано некоммерческое партнерство “Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования”. Проблемы образования взрослых обсуждаются в Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей), в ряде комитетов Торгово-промышленной палаты, на заседаниях Меркурий-клуба с участием депутатов Государственной Думы, высокопоставленных представителей исполнительной власти, руководителей промышленных предприятий.
Однако необходимость развития системы ДПО в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и государственными приоритетами в области развития экономики, законами научно-технической революции, требующей постоянного обновления знаний. Система дополнительного профессионального образования способна влиять на состояние спроса и предложения рабочей силы на рынках труда. Поэтому представляется целесообразным:
1. Совершенствовать нормативно-правовую и законодательную базу системы ДПО в части определения статуса системы, стимулирования работодателей на инвестирование средств в повышение квалификации или профессиональную переподготовку своих работников.
2. Создать общественно-профессиональную систему обеспечения и контроля качества обучения с участием представителей работодателей.
3. Обеспечить активное участие работодателей в формировании профессионально-квалификационных (то есть соответствующих реальным требованиям работодателей) и образовательных стандартов, в налаживании стабильных связей предприятий реального сектора экономики и непроизводственной сферы с учреждениями профессионального образования.
4. Создать систему эффективного информационного обеспечения сведениями о кадровом составе образовательных учреждений, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Эта информация должна стать доступной, что обеспечит реальную, а не декларативную профориентацию и напрямую свяжет благополучие учебных заведений с их способностью реагировать на запросы рынка труда.
5. Создать региональные системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг.
6. Создать условия для развития конкуренции на рынках образовательных услуг, что повысит качество программ ДПО, снизит стоимость обучения и, как следствие, будет стимулировать развитие новых технологий обучения, внедрение инноваций, рациональное использование ограниченных ресурсов.
7. Создать условия для существенного участия крупного бизнеса в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
Деятельность образовательных учреждений ДПО нужно нацелить на опережающую подготовку специалистов с учетом конкурентоспособности мировых тенденций развития и профессиональной востребованности на рынках труда.
Сейчас рассматриваются поправки к Федеральному закону “Об образовании”, касающиеся функционирования системы ДПО. Однако они не решают всех накопившихся проблем. Так, в поправках не предусматривается создания системы стимулов для работодателей, побуждающих их инвестировать средства в образование. Обсуждается также проект Федерального закона*, устанавливающего, каким образом объединения работодателей могут участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профобразования и процедурах контроля качества образования. В целом концепция этого законопроекта оценивается специалистами положительно, однако он, к сожалению, не определяет роль системы ДПО как связующего звена между системой профессионального образования и объединениями работодателей, каковым, по существу, она является, несмотря на все попытки непризнания этого факта. Если он будет принят в таком виде, это в значительной степени снизит эффективность его действия.
Все законопроекты, регламентирующие функционирование системы ДПО, необходимо рассматривать в комплексе, поскольку вопросы общественно-профессиональной аттестации образовательных учреждений и проблема определения прав и обязанностей работодателей тесно связаны. Де-факто у нас уже создана корпоративная система дополнительного образования, не имеющая отношения к государственной. И сейчас главное не в том, разрешить или не разрешить конкретной организации вести образовательную деятельность, а в том, чтобы обеспечить контроль качества образования. При этом надо дать возможность работодателю обучать своих сотрудников, определив юридически степень его ответственности.
*Имеется в виду проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)”.


Сергей КОНДРАТЬЕВ Газета "Поиск"

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф