Главная  Болонский процесс
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Болонский процесс

Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процесси и концепция модернизации образования»

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Екатеринбург, 10-12 марта 2003 г.

Организаторы конференции: Уральский государственный университет. Уральский межрегиональный институт общественных наук, факультет международных отношений УрГУ, Европейский проект ТЕМПУС M_JEP- 10715-1999

Проблемное поле конференции составили два параллельных процесса, протекающих в Европейском Союзе и в России. С принятием в 1999 г. Болонской декларации ускорился процесс интеграции европейских стран в единое образовательное пространство. Примерно в этот же период Министерство образования РФ разрабатывает Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. В настоящее время вопрос об участии России в Болонском процессе и Концепция модернизации образования являются предметом острых и содержательных дискуссий в российском обществе. Конференция в Уральском государственном университете показала, что российская научная и педагогическая общественность, студенты заинтересованы в решении назревших в системе образования проблем, готовы к конструктивному диалогу, к реализации целей и задач Концепции на основе здравого смысла, с учетом исторического опыта России и Европы. На конференции были обсуждены следующие вопросы:

1. Основания модернизации образования в России и в Европе. Опыт светского и религиозного образования, внедрения культуры толерантности, прав человека и демократии в образовательные программы;

2. Особенности функционирования многоступенчатой системы обучения в европейских странах и в России;

3. Влияние международного сотрудничества российских университетов на модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах;

4. Опыт взаимного признания профессиональной квалификации и академической мобильности в российских и европейских университетах, особенности образовательных стандартов и систем зачетных единиц;

5. Российский и европейский опыт создания условий для профессиональной мобильности выпускников вузов, профессиональной подготовки и переподготовки.

Участники конференции:

Студенты, аспиранты, учителя общеобразовательных школ, преподаватели университетов, представители министерства образования, МИД, правительства СО, представительства УРФО, международных фондов. География участников конференции: Свердловская область, Москва, Санкт-Петербург, Кемерово, Курган, Тюмень, Челябинск, Италия, Испания, Ирландия, Япония, Турция, ФРГ.

В конференции приняли участие: зам. министра образования РФ, сопредседатель Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса Л.С. Гребнев, министр общего и профессионального образования Свердловской области В.В. Нестеров, советник по вопросам образования Полномочного представителя Президента РФ в УРФО Хридина Н.Н., проректор Санкт-Петербургского государственного университета, член Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса В.Б. Касевич, проректор Уральского государственного университета, член Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса В.П. Прокопьев, проректор Уральского государственного университета Е.А. Памятных, координатор проекта ТЕМПУС Манфреди Филипацци (Флорентийский университет, Италия).

Участники конференции пришли к согласию в том, что:

1. Процесс модернизации российского образования отвечает задачам дальнейшей демократической трансформации общества и утверждению нового места России в глобализирующемся мировом сообществе.

2. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования.

3. Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения их конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам.

4. Присоединение России к Болонскому процессу отвечает задачам модернизации отечественного образования, интеграции его в мировое образовательное пространство, политическому и цивилизационному выбору России.

5. В стратегии реформирования российской системы образования целесообразия исходить из рекомендаций ЮНЕСКО относительно общей платформы реформирования профессионального образования во всемирном масштабе — соответствия требованиям современности, качества и интернационализации образовании, переходе от существующей модели выборочного и концентрированного образования и обучения в течение ограниченного времени к системе непрерывного образования для всех, достаточно диверсифицированной и гибкой, соответствующей быстро меняющемуся спросу на рынке труда.

Рекомендации и предложения участников конференции:

1. В связи с необходимостью широкого информирования научной и педагогической общественности, обучающихся различных уровней и типов образовательных учреждений конференция считает целесообразным создать Межвузовский информационный центр по вопросам реформирования и модернизации российского образования. Межвузовский центр должен аккумулировать, анализировать информацию о ходе реализации Концепции модернизации российского образования, о шагах, связанных с включением России в общеевропейские процессы реформирования высшего профессионального образования, в том числе в Болонский процесс. Информационный центр должен иметь консультационный сайт, где специалисты могли бы отвечать на вопросы граждан. Рекомендовать факультету международных отношений взять на себя инициативу по созданию сайта.

2. Рассматривать модернизацию российского образования как взаимосвязанный процесс реформирования всех ступеней непрерывного образования, не допускать присущих прежней системе «разрывов», особенно между общим и профессиональным образованием. Создать правовые основы для открытия профильных классов, реализации программ начального профессионального образования, в том числе в структурных подразделениях университетов, являющихся по сути университетскими комплексами независимо, от формулировки в Уставе.

3. При введении профильных классов и школ необходимо учитывать их роль в повышении качества абитуриента — будущего студента вуза. Главная задача — формирование нормативно-правовых оснований функционирования профильных классов и школ в тесной связи с вузами как социальными институтами, выполняющими роль «шлифовщика» будущего специалиста, работа над которым начата на третьей ступени общеобразовательной школы. Особого рассмотрения требуют положения законодательства, касающиеся вопросов юридических и финансовых отношений профильных классов и образовательных учреждений общего и общего среднего (полного) образования, входящих в структуру высших учебных заведений.

4. Рассматривать академическую мобильность как одно из важнейших условий реализации прав личности на качественное образование. В связи с тем, что современное поколение государственных стандартов не содействует мобильности студентов, необходимо коренным образом изменить подходы к разработке государственных требований к качеству выпускника на всех уровнях профессиональной подготовки, к формированию учебных планов и т.д.

5. Создавать условия для смены прежней модели обучения и контроля качества выпускника, которые сводились к репродуктивному воспроизведению информации. Требования к качеству подготовки выпускника должны отражать современные и перспективные потребности личности и общества. Содержание стандарта должно определять минимальные требования именно к выпускнику как результату образовательного процесса, а не к самому образовательному процессу.

6. При разработке нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования следует учесть положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах. Для повышения студенческой мобильности обеспечить возможность совместимости российских стандартов профессионального образования с европейскими (государственными требованиями).

7. Расширить возможности вариативности учебных планов профессионального образования. Одна из возможностей — увеличение часов в блоке дисциплин национально-регионального компонента, в блоке дисциплин по выбору студентов. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин названных блоков (приведенных к системе зачетных единиц) при переходе студента из одного вуза в другой.

8. С целью обеспечения условий для мобильности студентов в рамках российского образовательного пространства, во избежание изоляции российской системы образования от систем образования стран ближнего и дальнего зарубежья ввести одну из мировых систем зачетных единиц, предпочтительно ECTS.

9. Не включать в систему переводных зачетных единиц общие гуманитарные социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины из российских государственных стандартов.

10. Методика расчета системы зачетных единиц не должна быть директивной. Необходимо выработать общие подходы, при этом каждый вуз должен иметь право на введение собственных методик расчета кредитов. Главное — сопоставимость учебных планов по родственным дисциплинам как российских вузов, так и зарубежных (европейских, стран Тихоокеанского региона, стран СНГ и др.).

11. В состав рабочей группы по разработке методик и инструментария расчета системы зачетных единиц должно быть включено большее количество специалистов — из различных вузов и разных регионов России.

12. При определении подходов к формированию системы кредитов необходимо четко формулировать цель данной системы — накопительная или переводная система зачетных единиц.

13. При увеличении норм нагрузки студентов в части самостоятельной работы необходимо ввести в государственные требования к обучающимся по профессиональным программам и в методике по расчету зачетных единиц разъяснения по наиболее предпочтительным формам отчетности и проверки результатов самостоятельной работы студентов.

14. При расчете норм нагрузки преподавателей при увеличении доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе необходимо учитывать увеличение нагрузки преподавателя в связи с разработкой контрольных заданий и проверкой результатов самостоятельной работы студентов.

15. При введении системы зачетных единиц для студентов, увеличении объема их самостоятельной работы необходимо пересмотреть методики расчета нагрузки преподавателей — не исключена возможность введения системы кредитов учета нагрузки преподавателей, куда войдет аудиторная нагрузка, разработка новых курсов, внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс, проверка письменных и других видов работ, обеспечивающих контроль за самостоятельной работой студентов и промежуточный контроль знаний.

16. При разработке методики расчета системы зачетных единиц по отдельным дисциплинам учебного плана (вероятно, дисциплинам специальности или специализации, по которым разрабатываются курсовые и дипломные проекты или другие наиболее важные для квалификационной характеристики выпускника работы) необходимо введение методики или инструментария расчета научно-исследовательской деятельности студентов, особенно в вузах с развитыми научными школами или осуществляющими исследования по фундаментальным вопросам науки.

17. В связи с изменениями требований к выпускнику вуза в соответствии с требованиями рынка труда следует изменить подходы к концепции практик, включенных в обязательном порядке в учебные планы. Предприятие, принимающее на работу студента на практику, необходимо заинтересовать через предоставление налоговых льгот или иных преференций. Отсюда -необходима разработка нормативной правовой базы, регулирующей отношения вуза, направляющего студента на практику, и предприятия (независимо от формы собственности), принимающего студента на практику.

18. С целью обеспечения диверсифицированной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, соответствующей меняющемуся спросу на рынке труда, предусмотреть в стандартах нового поколения расширение перечня направлений (возможно, и снятие каких-либо ограничений) для перехода с бакалавриата на магистерскую ступень. Расширить номенклатуру мастерских (так в оригинале. — В.К.) программ. Упростить систему их открытия, оставив право утверждения стандартов и наименований новых мастерских программ за УМО с последующим утверждением в Министерстве образования РФ.

19. Введение системы государственного заказа должно четко регулировать отношения вуза и направляющей стороны законодательными актами во избежание не только несоблюдения обязательств со стороны будущего специалиста, но и со стороны заказчика. Должны быть определены все — и юридические, и финансовые — аспекты этого процесса.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф