Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Аннотация. Введение

АННОТАЦИЯ

Настоящий отчет включает описание всех видов работ, выполненных Исполнителем Автономной некоммерческой организацией «Инновационный научно-правовой центр» (АНО «ИНПЦ»)» и субисполнителем Обществом с ограниченной ответственностью "Центр координации социальных проектов" по государственному контракту № П-118 от 17 мая 2007 года на выполнение работ по проекту: «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений»

Цель проекта: совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений для обеспечения комплексной оценки качества региональных образовательных систем.

На первом этапе работы над проектом были решены следующие задачи:

1. Анализ практики общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

2. Разработка системы критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений.

3. Разработка механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

4. Разработка модели общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений и рекомендаций по их использованию.

Перечень выполненных работ:

1. Анализ практики общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений, включающий выявление прецедентов эффективной организации и использования общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне.

Анализ проведен с учетом опыта Республики Бурятия, Республики Карелия, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), Тверской обл., Ярославской обл., являвшихся основными пилотными регионами проекта. Кроме этого анализировался опыт Архангельской, Белгородской, Владимирской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Тверской, Тамбовской, Томской обл., Краснодарского края, г. Москвы и др., а также практика общественного участия в экспертизе в рамках Приоритетного национального проекта «Образования» в 48 регионах РФ (по материалам, размещенным в сети Интернет).

Пилотные регионы проекта выбраны в связи с наличие в них эффективной практики общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений, что подтверждается соответствующими программами, методиками, разработками и др. на основе различных типов общеобразовательных учреждений (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов, школа-лицей, школа-гимназия).

Описана нормативно-правовая база, обеспечивающая общественное участие в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений, выделены и представлены возможные модели этого участия. Особое внимание уделено изучению влияния вовлечения общественности в оценивание на совершенствование деятельности общеобразовательного учреждения, существующим проблемам, рискам и перспективам расширения участия общественности в оценивании их деятельности.

2. Разработка системы критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур, включая систематизацию эффективных методов оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур.

3. Разработка механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений заключающаяся в создании научно-методического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, с учетом использования публичных докладов в оценке деятельности общеобразовательных учреждений и путей обеспечения участия общественных структур в аттестационных процедурах общеобразовательных учреждений.

Научно-методические рекомендации содержат систематизированное на основе ранее определенной системы критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур описание механизмов обеспечения участия общественных структур в аттестационных процедурах общеобразовательных учреждений, существующих в регионах с учетом их специфики, включая предложения по изменению нормативно-правового обеспечения действия этих механизмов и методику использования публичных докладов в оценке деятельности общеобразовательных учреждений.

4. Разработка моделей общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений и рекомендаций по их использованию.

Разработка моделей проведена на основе результатов анализа существующих практик общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений, сложившихся в субъектах РФ. Модели общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений разработаны с учетом социально-экономической, культурно-демографической специфики регионов и современных подходов к управлению качеством образования, таким образом, что видны принципиальные отличия моделей, возможности и риски их использования при определенных условиях.

Результат работы:

1) Аналитический отчет о практике общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений - объем 5 п.л. с размещением на сайте ФИРО в открытом доступе, с оповещением региональных органов управления образованием о размещении материалов отчета на сайте.

2) Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур - объем 3 п.л. с размещением рабочих материалов на сайте ФИРО в открытом доступе, с оповещением региональных органов управления образованием о размещении данных материалов на сайте.

3) Научно-методические рекомендации органам муниципального и регионального управления образованием по использованию публичных докладов в оценке деятельности общеобразовательных учреждений - объем 1,75 п.л.

4) Научно-методические рекомендации органам муниципального и регионального управления образованием по обеспечению участия общественных структур в аттестационных процедурах общеобразовательных учреждений - объем 2 п.л. С размещением всех материалов на сайте ФИРО в открытом доступе, с оповещением региональных органов управления образованием

5) Модели общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений – объем 3,5 п.л., с описанием 2 моделей, отличающихся условиями адаптации модели к специфике регионов, системой критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений и механизмами общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений с учетом социально-экономической и культурно-демографической специфики региона.

Нормативные ссылки

Федеральные законодательные и нормативно-правовые акты

Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 года, N 3266-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня 2007 г.)

Приоритетные направления развития образования, утвержденные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I)

Федеральная целевая программа развития образования утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803

План координации работ по развитию инспекционной деятельности в сфере образования на 2005-2008 годы (утвержден приказом Минобрнауки России от 08.08.2005 № 223)

Федеральный закон РФ от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»

Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 796

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года № 1908

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»

Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей проводимых в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (приказы Министерства образования и науки РФ N 46 от 07 марта 2006 г. и № 102 от 10.05.05)

Методическое письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «О дальнейшем совершенствовании процедур конкурсного отбора лучших учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование»« от 19 декабря 2006 г. № 03-2795

Региональные законодательные и нормативно-правовые акты

Закон «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (принят 16 октября 2006 г., вступил в силу 16 апреля 2007г.)

Законы субъектов РФ об образовании (Закон Волгоградской области от 21 сентября 1999 года № 311-ОД «Об образовании», Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве», Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области» от № 12 июля 2001 года № 1641-282, Закон республики Северная Осетия –Алания «Об образовании» от 23 августа 2000 года № 17-РЗ и т.п.)

Нормативные акты субъектов РФ, регламентирующиео прядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников (Распоряжение комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 7 ноября 2005 года № 787-р «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» и т.п.)

Законы субъектов РФ о попечительской деятельности (Закон о попечительской деятельности в Республике Саха (Якутия) (Принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 З N 614-III) и др.

Основные обозначения и сокращения

ОУ – образовательное учреждение;

ООУ – общеобразовательное учреждение;

ОУО – органы управления образованием;

ФЗ – Федеральный закон;

ТК – Трудовой кодекс;

АНО – автономная некоммерческая организация;

АУ – автономное учреждение;

ООО – общество с ограниченной ответственностью;

ОО – общественная организация;

НСОТ – новая система оплаты труда;

ФОТ – фонд оплаты труда;

НПФ – нормативное подушевое финансирование;

СОКО – система оценки качества образования;

ЕГЭ – единый государственный экзамен;

ПНПО – Приоритетный национальный проект «Образование».

НФПК – Национальный фонд подготовки кадров

 

Введение

Повышение доступности качественного общего среднего образования - одно из приоритетных направлений развития образования, утвержденных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I). Система обеспечения качества образовательных услуг требует объективности и прозрачности процедур оценивания деятельности общеобразовательных учреждений. Одним из путей решения данной проблемы является привлечение к оцениванию представителей общественности и общественных организаций, заинтересованных в развитии образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 года, отмечается, что в процессе модернизации образования предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы, создавая необходимые условия для перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия в сфере образования.

Согласно ст. 2 п. 6 Закона РФ «Об образовании» управление образованием в России имеет «демократический, государственно-общественный характер», но чаще участие общественности в образовательной деятельности сводится лишь к финансированию дополнительных платных образовательных услуг, привлечению спонсорских средств на нужды образовательных учреждений, контролю над их распределением.

Переход от понимания роли общественности как спонсора к пониманию необходимости ее активного участия в управлении образованием должен быть подкреплен обозначением полномочий общественных институтов в оценивании процесса и результатов функционирования и развития образовательных учреждений. Анализ степени готовности общественности к такой деятельности дает основания сделать вывод, что у общественных групп сформирована потребность участия, однако механизмы взаимодействия с государственными структурами в процессе оценивания деятельности общеобразовательных учреждений, нормативно-правовая и содержательная сторона проработаны слабо, недостаточен и уровень компетенции представителей общественности, что приводит к их пассивности, неспособности реально повлиять на систему образования. Установленный Законом РФ “Об образовании” принцип государственно-общественного управления образованием реализуется во многом формально.

В связи с этим Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию инициировали в 2005-2006 гг. серию работ по модернизации управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне, которые выполнялись при широком участии субъектов РФ. В 2007 году деятельность по обеспечению введения независимой системы оценки качества образования продолжалась в рамках направления 3 Приоритетного национального проекта «Образование».

Выполнение данного проекта направлено на получение результатов, предусмотренных п. 8 Перечня мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (приложение № 3 к Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803): единая методология осуществления надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, комплексная оценка региональных образовательных систем. Система показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях выступает в качестве одной из составляющих методического обеспечения надзорной деятельности. Задача разработки методического обеспечения определена Планом координации работ по развитию инспекционной деятельности в сфере образования на 2005-2008 годы (утвержден приказом Минобрнауки России от 08.08.2005 № 223) (п. 1.3).

Цель проекта: - совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений для обеспечения комплексной оценки качества региональных образовательных систем

Основные задачи проекта:

1. Проанализировать практики общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

2. Разработать системы критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений.

3. Разработать механизмы общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

4. Разработать модели общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений и рекомендаций по их использованию.

5. Внедрить и апробировать разработанные модели.

6. Разработать и опубликовать рекомендации региональным и муниципальным органам управления образованием по обеспечению общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

Анализ современных тенденций общественного развития свидетельствует о необходимости расширения общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях. Оценка готовности общественности к такой деятельности и опыта ее организации в регионах РФ дает основания говорить о возможности эффективного влияния общественности на решение проблем образования. Однако потенциал участия общественности в управлении образованием в т.ч. оценивании деятельности общеобразовательных учреждений раскроется лишь при условии разработки механизмов взаимодействия с государственными структурами, нормативно-правовой и содержательной стороны общественного участия в процедурах лицензирования, аттестации общеобразовательных учреждений, инспектирования их деятельности и т.п. Необходима также разработка проблемы мотивации и повышения уровня компетентности представителей общественности, выполняющих функции наблюдения, оценивания, поскольку недостаточный их уровень приводит к пассивности, неспособности реально повлиять на систему образования, формальной реализации установленного Законом РФ “Об образовании” принципа государственно-общественного управления образованием.

Внедрение в общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, установление зависимости оплаты труда от результатов педагогической деятельности, подготовка перехода части образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы, апробация новой модели финансирования общеобразовательных учреждений не могут быть осуществлены исключительно способом ведомственной вертикали без участия школьной родительской общественности, попечительских и управляющих советов, благотворительных ассоциаций в сфере образования, региональных союзов попечителей, образовательных лидеров и т. д.

Отработка моделей участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений – одна из составляющих совершенствования федеральной системы оценки качества образования (ОСОКО).

Во многих регионах существует позитивный опыт стимулирования, организационно-методического и нормативно-правового обеспечения участия общественности в управлении образованием, оценке его качества. Под влиянием инициатив федерального центра, а также активности региональных и муниципальных органов управления образованием, власти и местного самоуправления, в результате деятельности общественных организаций и представителей общественности на региональном, муниципальном и институциональном уровне создаются управляющие и попечительские советы, вводится публичная отчетность, институт общественных наблюдателей, в регионах речь идет о придании общественным органам управляющих полномочий. В связи с этим на первом этапе проектная деятельность предполагала создание вариативной базы инновационных практик и образцов участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений. Для этого проведено изучение и анализ существующих прецедентов. На основании анализа существующих практик, а также изучения теоретических подходов разработаны критерии и показатели оценки деятельности общеобразовательных учреждений, определены потенциальные возможности компетентного оценивания показателей деятельности ОУ общественностью (прежде всего, представителями различных общественных организаций – «профессиональной» и «непрофессиональной» общественностью), а также способы вовлечения в оценивание родителей и учащихся.

В работе рассмотрена инновационная практика разработки и представления общественности публичных докладов руководителя ООУ. Проанализированы возможности оценки общественностью деятельности школы на основе такого доклада.

Кроме этого в рамках проекта изучался вопрос обеспечения участия общественных структур в процедурах аттестации общеобразовательных учреждений. Его исследование проводилось в том числе в связи с изменением законодательной базы проведения данной процедуры (передаче полномочий по разработке регламента аттестации с федерального на региональный уровень управления образованием в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ).

Анализ практик оценивания деятельности общеобразовательных учреждений с участием общественности, изучение вопросов показателей и критериев такого оценивания, расширения участия общественности в лицензировании, аттестации, аккредитации ООУ, обсуждении публичных докладов, рассмотрение таких прецедентов как общественная экспертиза образовательных программ / программ развития ООУ в рамках различных конкурсов, рейтингование ООУ органами управления образованием по заказу общественных организаций, проведение мониторинга общественного мнения, участие общественности в распределении стимулирующих выплат и др. позволили выделить две основные модели оценивания деятельности ООУ с участием общественности. Первая условно названа «моделью общественного контроля и аудита» или «диагностической моделью», поскольку она предполагает результативную оценку, строится на организационном отделении процесса осуществления деятельности от ее оценивания. Вторая названа «моделью согласования» или «развивающей моделью», поскольку она предполагает процессуальную оценку, обсуждение программы развития ОУ и результатов ее реализации, в т.ч. публичного доклада, кооперацию исполнителя и оценщика.

Кратко охарактеризованные выше результаты работ представлены в следующих публикациях, размещенных на сайте Центра профессионального образования ФИРО в открытом доступе:

1) Аналитический отчет о практике общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений - объем 5 п.л.

2) Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур - объем 3 п.л.

3) Научно-методические рекомендации органам муниципального и регионального управления образованием по использованию публичных докладов в оценке деятельности общеобразовательных учреждений - объем 1, 75 п.л.

4) Научно-методические рекомендации органам муниципального и регионального управления образованием по обеспечению участия общественных структур в аттестационных процедурах общеобразовательных учреждений - объем 2 п.л.

5) Модели общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений – объем 3,5 п.л., с описанием 2 моделей, отличающихся условиями адаптации модели к специфике регионов, системой критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений и механизмами общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений с учетом социально-экономической и культурно-демографической специфики региона.

Результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях системы образования при внедрении и модернизации системы управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений; Институтами повышения квалификации и другими структурами, реализующими программы повышения квалификации работников образования, при проведении повышения квалификации руководителей и специалистов системы управления образованием, а также в работе с представителями общественности (педагогической, родительской, научной, культурной, деловой и так далее), представителями органов государственной власти и местного самоуправления, действующими в сфере образования.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф