Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур. 3. Специфика выбора критериев качества деятельности ООУ при в рамках различных оценочных процедур

3. Специфика выбора критериев качества деятельности ООУ при в рамках различных оценочных процедур

Определение критериев и методики оценочной деятельности связано с назначением различных процедур оценивания деятельности ОУ. В обобщенном виде она представлена в таблице 11.


Таблица 11.

Система процедур, критериев и методов оценивания деятельности ООУ с участием общественности

ПРОЦЕДУРЫ

ПОКАЗАТЕЛИ

Формы и методы

диагностики


- лицензирование,

- аккредитация,

- аттестация

(ОУ, руководящих и пед. кадров),

- конкурсы,

- распределение стимулирующих выплат,

- обсуждение публичного доклада,

- внутренний мониторинг общественного мнения,

- независимая общественная аттестация и аккредитация,

- общественное наблюдение,

- рейтингование ОУ органами управления образованием по заказу общественных организаций

Качество результата:

- показатели качества обучения, полученные в рамках независимого оценивания

- показатели, собранные в процессе внутришкольного мониторинга (предметные знания и умения; показатели функциональной грамотности в области чтения, математики, решения проблем, показатели личностного развития, здоровья)

- рейтинг ООУ, имидж, престиж ООУ в социуме

Качество процесса и содержания:

- содержание образования (качество используемой учебной литературы, в т.ч. УМК)

- организация образовательного процесса (гибкость, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, в т.ч. за счет организации внеурочной работы и дополнительного образования, использование современных подходов, методов и средств обучения и воспитания, в т.ч. ИКТ, проблемных, проектных, здоровьесберегающих и т.д.)

Качество условий:

- кадровое обеспечение, в т.ч. количество учителей с высшей и первой категорией, организация повышения квалификации,

- материально-техническая база (норматив подушевого финансирования, доля привлеченных внебюджетных средств; обеспечение новых технологий обучения техническими средствами, степень использования материальной базы в учебном процессе),

- информационное и учебно-методическое обеспечение,

- нормативно-правовое и планово-организационное обеспечение,

- система мониторинга качества образования

Соответствие требованиям ГОС

Обеспечение готовности к профессиональному (профильному

для 9 кл.) самоопределению

Обеспечение условий для личностного развития

Удовлетворенность (учеников, родителей, социальных партнеров).

- промежуточные аттестации (текущие контрольные работы, опросы, тестирование, зачеты, экзамены, рейтинг, портфолио, обследования с применением компетентностно ориентированных КИМов, аналогичных использованным в PIRLS, TIMSS, PISA и т.п.)

- итоговая аттестация,

- анализ литературных источников, документов и продуктов деятельности,

-социально-психологические опросы учеников, родителей, учителей,

- наблюдение, интроспекция,

- метод обобщенных независимых характеристик,

- групповая дискуссия и фокус-группы,

- нестандартизированное интервью,

- квалиметрические и др. количественные методы, в т.ч. математико-статистическая обработка данных




Примерный набор показателей для оценивания деятельности руководителей образовательных учреждений в целях распределения централизованного фонда стимулирования

1. Показатели качества результатов образования и обеспечения его доступности в учреждении:

1А. Показатели и критерии социально-педагогической эффективности образовательного процесса:

общие показатели успеваемости учащихся на уровне района по результатам аттестации (в том числе по результатам ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования);

достижение учащимися более высоких показателей успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;

наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;

высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ, обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей);

снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися.

1 Б. Показатели и критерии доступности образования:

низкий по сравнению с региональным процент обучающихся в возрасте до 15 лет не получивших основного общего образования в данном образовательном учреждении.

отсутствие отчислений из учреждения в 1-9 классах, сохранение контингента в 10-11 классах;

1 В. Показатели и критерии сохранения здоровья учащихся в учреждении:

высокий коэффициент сохранения здоровья учащихся;

снижение заболеваемости учащихся по остроте зрения, нарушению осанки;

организация обеспечения учащихся горячим питанием;

организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (праздники здоровья, спартакиады, дни здоровья, туристические походы, военно-полевые сборы и т.п.);

организация обучения детей с отклонениями в развитии.

2. Показатели эффективности и качества управленческой деятельности:

2А. Обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении:

наличие и эффективность работы органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.;

2 Б. Качество управления образовательным процессом:

высокие результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях);

организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;

качество системы мониторинга результатов обучения

реализация в ОУ современных образовательных, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий

наличие условий для обучения по ИУП

высокий уровень организации каникулярного отдыха учащихся, совершенствование форм и содержания отдыха и оздоровления детей и подростков;

занятость учащихся во внеурочное время

2 В. Качество управления функционированием ОУ :

исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов и др.);

материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса, в том числе за счет внебюджетных средств (учебное оборудование, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);

обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим, режим подачи питьевой воды и т.д.);

обеспечение комфортных санитарно – бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.)

обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта

эстетические условия, оформление школы, кабинетов, наличие ограждения и состояние пришкольной территории.

2.Г. Качество управление развитием ОУ:

призовые места в смотрах (конкурсах) учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, федерального и регионального уровней.

эффективность экспериментальной и проектной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов (по данным портфолио и самоанализа);

привлечение внебюджетных средств для развития ОУ (гранты, участие в работе экспериментальных площадок муниципального, регионального и федерального уровня)

2Д. Эффективность управления финансами

объемы привлечения внебюджетных средств в сравнении с ООУ аналогичного вида, расположенными на данной территории;

повышение заработной платы работников;

2 Е. Качество управления персоналом:

укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав в сравнении с ООУ аналогичного вида, расположенными на данной территории;;

развитие педагогического творчества (участие педагогов и руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях);

стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов;

организация «командных» форм повышения квалификации в ОУ

2 Ж. Управление качеством:

работа с широким кругом социальных партнеров ОУ;

эффективность маркетинговой деятельности (изучение ОУ образовательных запросов и требований к условиям учебно-воспитательной деятельности, разработка новых образовательных услуг, соответствующих выявленным запросам, оптимизация стоимости образовательной услуги, формирование спроса на образовательные услуги, расширение внутришкольного дополнительного обоазования)

эффективность PR-деятельности (по наличию публикаций в СМИ и данным изучения общественного мнения о качестве работы ОУ и направленности его деятельности на реализацию интересов обучающихся, их родителей, общественности).


Примерный набор показателей для оценивания работников образовательных учреждений в целях распределения

стимулирующей части фонда оплаты труда

Педагогические работники

достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения

подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня

участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов

проведение уроков высокого качества

подготовка и проведение внеклассных мероприятий

применение на уроках наглядных материалов, информационных технологий

использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях)

организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (тематические классные часы о здоровом образе жизни, дни здоровья, туристические походы и т.п.)

проведение мероприятий по профилактике вредных привычек

организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности

снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины

снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций

образцовое содержание кабинета

высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т.д.)

Заместители директоров по УВР, ВР

организация предпрофильного и профильного обучения

выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы

высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся

высокий уровень организации и контроля (мониторинга) учебно-воспитательного процесса

качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методическкий совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т.д.)

сохранение контингента учащихся в 10-11 классах

высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы

поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

Заместитель директора по АХЧ

обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы

обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда

Высокое качество подготовки и организации ремонтных работ

Работники бухгалтерии

своевременное и качественное предоставление отчетности

разработка новых программ, положений, подготовка экономических расчетов

качественное ведение документации

Педагог- психолог, социальный педагог

результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися

своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля

Библиотекарь

Высокая читательская активность обучающихся

пропаганда чтения как формы культурного досуга

участие в общешкольных и районных мероприятиях

оформление тематических выставок

Водитель

обеспечение исправного технического состояния автотранспорта

обеспечение безопасной перевозки детей

отсутствие ДТП, замечаний

Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.)

проведение генеральных уборок

содержание участка в соответствии с требованиями СанПиН, качественная уборка помещений

оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок


Примерные критерии общественной экспертизы деятельности общеобразовательного образовательного учреждения[1].

Экспертный совет оценивает деятельность образовательного учреждения по ряду параметров, часть из которых являются общими, часть – специфическими.

Обязательные параметры оцениваются по трехбалльной шкале и позволяют оценить формальные характеристики: квалификацию педагогов, успешность освоения знаний, умений и навыков. Эта группа параметров является нормативной по своей сути, т.е. баллы выставляются в соответствии со среднестатистическими показателями по региону.

Специфические параметры позволяют оценить активность и инициативность образовательного учреждения в образовательной, социальной и хозяйственной сферах.

Дополнительные параметры связаны с оцениванием инновационной деятельности.

Общие параметры

Оценка достижений учащихся

· Успешные результаты по ЕГЭ

· Средние результаты по ЕГЭ

· Низкие результаты по ЕГЭ

3 балла

2 балла

1 балл


Участие в олимпиадах разного уровня

· ОУ активно и успешно участвует в олимпиадах и учебно-исследовательских конференциях разного уровня

· ОУ периодически участвует в олимпиадах и учебно-исследовательских конференциях разного уровня

· ОУ редко участвует в олимпиадах и учебно-исследовательских конференциях разного уровня

3 балла

2 балла

1 балл


Наличие педагогов высокой квалификации

От 1 до 3 баллов


Доля кадрового состава ОУ, работающего в инновационном режиме

От 1 до 3 баллов


По общим параметрам школа может получить от 4 до 12 баллов.

Специфические параметры

Специфические параметры оцениваются таким образом: если данная характеристика присутствует, ставится указанное количество баллов, если отсутствует – 0 баллов.

Образовательная программа ОУ


ОУ является федеральной или республиканской экспериментальной площадкой

5 баллов


Общественная активность ОУ


Наличие активно действующего попечительского совета

2 балла


Наличие успешно реализуемых проектов, основанных на взаимодействии школы с различными социальными институтами

2 балла


Авторитет, общественный резонанс (отзывы, рекомендации, публикации в СМИ, награды, характеризующие общественное признание.

2 балла


Наличие постоянных элементов образовательной среды, нацеленных на организацию различных видов взаимодействия (действующий сайт, школьная газета)

2 балла


Наличие действующей системы школьного самоуправления, как детского, так и взрослого.

1 балл


Хозяйственная эффективность ОУ


Анализ использования средств, привлеченных ОУ или управляющим
(попечительским) советом

1 балл


Хозяйственная самостоятельность (в том числе – собственные бизнес-проекты)

2 балла


Инвестиционная привлекательность: наличие бизнес-партнерства, доходность ОУ

3 балла


По специфическим параметрам школа может набрать от 0 до 20 баллов.

Дополнительные параметры (примерные критерии общественной экспертизы инновационной деятельности общеобразовательного образовательного учреждения)

Экспертиза образовательного учреждения как инновационного проводится в том случае, если оно еще не является экспериментальной площадкой федерального или регионального уровня, однако заявляет о работе в инновационном режиме.

А. Проблемы, решению которых будет способствовать инновационный проект:

Да*

Проект доказывает необходимость применения

инновационной разработки


Нет*


*Ненужное зачеркнуть

Дополнительный комментарий (графа «Нет» заполняется экспертом с указанием причин отказа).


Пункты заполняются только при положительной оценке наличия инновационной деятельности

Б.

Цели инновационного проекта

· Есть полное соответствие заявленной проблематике*

· Цели соответствуют частично*

· Цель не отражает заявленную проблематику*

*Ненужное зачеркнуть

2 балла

1 балл

0 баллов


В.

Основные задачи, решаемые внедрением инновационного проекта:

· Инновационный проект реализуется инновационными методами и способами, существенно отличающимися от традиционных*

· Инновационный проект реализуется инновационными методами и способами, частично отличающимися от традиционных

*Ненужное зачеркнуть

2 балла

1 балл


Г.

Мониторинг инновационной деятельности

· В инновационном проекте присутствует механизм мониторинга

· В инновационном проекте частично присутствует механизм мониторинга

· В инновационном проекте отсутствует механизм мониторинга

*Ненужное зачеркнуть

2 балла

1 балл

0 баллов


Д.

Ожидаемые результаты от внедрения инновационной разработки

· Инновационный проект содержит разработку перспективных моделей, образовательных программ, инновационных технологий и возможность переноса ее на другие образовательные учреждения.*

· Инновационный проект предполагает разработку перспективных моделей, образовательных программ, инновационных технологий и возможность переноса ее на другие образовательные учреждения.*

· Авторы смутно представляют себе этапы работы будущей инновационной деятельности.*

*Ненужное зачеркнуть

2 балла

1 балл

0 баллов


Е.

Перспективность инновационной инициативы

· Реализация инициативы может иметь федеральное значение

· Реализация инициативы может иметь региональное значение

· Реализация инициативы может иметь локальное значение

*Ненужное зачеркнуть

2 балла

1 балл

0 баллов


Учет баллов за инновационную деятельность в общей экспертизе.

Максимально за инновационную деятельность ОУ может набрать 10 баллов. В этом случае к баллам по общей экспертизе добавляется еще 5 баллов за ведение инновационной деятельности (как экспериментальным площадкам разных уровней).

Если ОУ набирает не менее 7 баллов, к баллам по общей экспертизе добавляется 3 балла.

Если ОУ набирает менее 7 балов, баллы за инновационную деятельность не добавляются.

Подведение итогов экспертизы.

По результатам экспертизы школе может быть присвоена одна из трех категорий:

· Категория А: школа инновационная, или социально-активная, или хозяйственно-активная. Присваивается школе в том случае, если она набирает не менее 20 баллов (10 – по общим параметрам, 10 – по специфическим).

· Категория В: школа повышенного уровня которая при наличии соответствующих аккредитационных показателей может быть отнесена к виду «гимназия», «лицей» и т.п. Присваивается школе, если она набирает по общим параметрам не менее 10 баллов, но менее 10 – по специфическим

· Категория С

Примерные критерии общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений по созданию безопасных и здоровых условий пребывания обучающихся (воспитанников) в учреждении и организации питания детей

Охрана учреждения, противопожарная безопасность

Документы: договор со службой охраны, график дежурства, акт приемки ОУ к началу учебного года

1. Наличие службы охраны/режим работы, система оплаты, функции, наличие договора

2. Дежурство детей и учителей в течение дня

3. Наличие сигнальной кнопки

4. Выполнение предписаний по противопожарной безопасности

5. Наличие камеры внешнего наблюдения

6. Состояние запасных выходов

7. Наличие в доступном месте номеров телефонов руководителя и вышестоящих организаций

Организация образовательного процесса

Документы: расписание занятий, акт испытания физкультурного оборудования

1. расписание занятий, нагрузка в день по классам (ДОУ – сетка занятий)

2. Продолжительность перемен. Продолжительность урока (занятия)

3. Преподавание физической культуры в ОУ, наличие Акта испытания физкультурного оборудования, состояние полов в спортивном зале, обучение детей отнесенных к спецгруппам, наличие необходимого количества спортивного инвентаря

4. наличие аптечек в кабинетах (химия, биология, физика, технология, физкультура)

5. ДОУ: режим работы (прогулка, питание, сон)

6. Наличие журналов инструктажа по технике безопасности

7. ДОУ: оборудование участка, соответствие санитарным нормам

Соблюдение санитарных норм и правил (выборочно)

Документы: классные журналы, дневники (выборочно)

1. Состояние стекло в школе

2. Освещенность классных комнат, подсветка досок, занавески, цветы

3. Соответствие мебели возрасту детей

4. Тепловой режим

5. Режим проветривания

6. Объем домашнего задания

7. ДОУ: соблюдение инструкции по охране и здоровью детей

Организации питания

Документы: десятидневное меню, график организации питания

1. Разнообразное меню (ассортимент, согласование с СЭС; журналы брокеража)

2. Наличие в буфетах продуктов вредных для здорововго питания, обеспеченность посудой

3. График организованного питания

4. Льготное питание (охват, система работы)

5. Работа столовой в субботу

6. Соблюдение сроков реализации продуктов

Анкета

1. Класс, возраст

2. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в школе. Почему?

3. Комфортно ли Вы чувствуете себя в учебных кабинетах (освещение, мебель, тепло)? Чтобы вы хотели изменить и предложить?

3а. Есть ли проблемы во взаимоотношениях между учениками и педагогами? Ваши предложения по ликвидации конфликтов.

4. Правильно ли, по Вашему мнению, составлено расписание уроков? Справляетесь ли Вы с учебной нагрузкой в школе и дома? Ваши предложения.

5. Организовано и в Вашей школе дежурство на переменах? Как оно организовано? Что бы Вы хотели изменить, предложить?

6. Вы питаетесь в школьной столовой организованно с классом? Если нет, что предпочитаете покупать в столовой?

7. Нравится ли предложенное в школьной столовой меню? Ваши пожелания.

8. Успеваете ли Вы поесть во время перемены? Если нет, то, в чем причина?

9. Какой бы Вы еще задали вопрос?

10 Что бы Вы хотели нам сказать или пожелать?


[1] Региональный орган управления образованием предоставляет Экспертному совету статистические данные средних показателей обязательных критериев по региону.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф