Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур. 2. Критерии и показатели оценки деятельности ООУ как результат изучения требований социальных партнеров - заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др.). 2.2. Методика изучения требований к деятельности ООУ со стороны учащихся, родителей, работодателей и др. социальных партнеров в процессе разработки и общественной экспертизы образовательной программы / программы развития ООУ

2.2. Методика изучения требований к деятельности ООУ со стороны учащихся, родителей, работодателей и др. социальных партнеров в процессе разработки и общественной экспертизы образовательной программы / программы развития ООУ

Раздел 1. Изучение требований к качеству образования со стороны социальных партнеров-заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др. социальных партнеров.

Отбор источников информации

Информацию об образовательных запросах можно получить из различных источников. Исследо­ватель может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.

Вторичные данные — информация, которая уже где-то суще­ствует, будучи собранной ранее для других целей.

Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.

СБОР ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ. Исследование обычно начинают со сбора вторичных данных. Используемые при этом источники можно разделить на внутренние (посещение учащимися кружков, факультативов, данные о внеклассной работе) и внешние (документы федеральных, региональных, муниципальных ООУО, периодика, книги).

A. Внутренние источники

- данные о реализации основных образовательных программ (учебный план школы, условия для построения индивидуальной образовательной траектории, наличие и разнообразие элективных курсов, классов различного вида и т.п.);

- данные о внутришкольной системе дополнительного образования и внеурочной работы (кружки, секции, клубы и т.п., их посещаемость / популярность, результаты деятельности, в т.ч. участие в выставках, конкурсах, др. мероприятиях, отзывы занимающихся и их родителей

- отчеты о предыдущих исследованиях.

Б. Издания органов управления образованием

- Стратегия развития образования РФ на период до 2010 г.;

- Федеральная целевая программа развития образования на период до 2010 г.;

- региональные и муниципальные программы развития образования;

- статистические отчеты: данные о количестве ООУ различного типа и вида на данной территории, развитии сети дополнительного образования, сетевом взаимодействии.

В. Периодика, книги, статьи в специальных журналах и сети Интернет (см. список источников)

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных сведений может просто не быть, либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае придет­ся с гораздо большими затратами средств и времени собирать пер­вичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными, и более точными.

СБОР ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ. Большинство иссле­дований предполагает сбор первичных данных. К сожалению, эта работа часто сводится к придумыванию нескольких вопросов и отысканию ряда лиц, у которых можно взять ин­тервью. А ведь данные, собранные подобным образом, могут оказаться бесполезными или — еще хуже — вводящими в заблуждение. Так что проведение опроса (а именно этот метод наиболее распространен при сборе первичных данных) требует работы компетентных специалистов, умеющих разработать и реализовать специальный план, включая план со­ставления выборки, определение способов связи с аудиторией, создание опросника.

Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета — инстру­мент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать мно­жеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее ши­рокого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок.

Анкета, вызывающая вопросы

Предположим, что директор летнего лагеря подготовил следующую анкету для оп­роса родителей возможных отдыхающих. Что вы думаете по поводу каждого из поставленных вопросов?

1. Каковы ваши доходы с точностью до сотни рублей?

Комментарии. Люди либо не всегда знают размеры собственных доходов с точностью до сот­ни рублей, либо не хотят раскрывать их с такой точностью. Кроме того, ан­кету нельзя начинать с подобных вопросов личного характера.

2. Являетесь ли вы активным или пассивным сторонником пребывания своих детей в летнем лагере?

Комментарии. Что стоит за словами «активный» и «пассивный»?

3. Хорошо ли ведут себя ваши дети в летнем лагере?

Да ( ) Нет ( ).

Комментарии. «Вести себя» — понятие относительное. Кроме того, захотят ли опрашиваемые отвечать на этот вопрос? Разве «да» или «нет» — лучшие варианты ответа? И вообще, зачем задавать подобный вопрос?

4. Сколько лагерей прислали вам свои рекламные подборки в апреле прошлого года? В апреле этого года?

Комментарии. Кто упомнит это?

5. Какими самыми выдающимися и самыми определяющими особенностями об­ладают, на ваш взгляд, летние лагеря?

Комментарии. Что такое «выдающиеся» и «самые определяющие особенности»? Не прибе­гайте к громким словам. Если хотите построить работу лагеря с учетом пожеланий родителей отдыхающих детей, задайте этот вопрос прямо, приведите варианты ответов, добавив строчку «другое».

6. Правильно ли, по вашему мнению, лишать своего ребенка возможности взрос­леть, набираясь жизненного опыта в летнем лагере?

Комментарии. Вопрос с ответом в себе. Как можно ответить «да» при такой его постановке?

Например, при составлении вопросов для анонимного опроса родителей необходимо определить характеристики развития личности через ряд действий, которые характерны именно для личностного поведения.

· Инициативная постановка собственных целей. Без учета этого параметра мы рискуем вырастить исполнителей, не способных творчески относиться к ситуации – видеть проблемы и ставить личностно значимые цели по их решению

· Поиск способа действия, позволяющего решить проблему. Без учета этого параметра мы рискуем вырастить людей, не способных к реализации собственных намерений. Здесь важно указать еще на один момент: необходимо выделить творческое действие как особый, хотя далеко не всегда необходимый способ решения задачи.

· Контроль собственных действий. Без учета этого параметра функции проверки неизбежно делегируются взрослому, а значит, ребенок оказывается беспомощным, всегда ждет того, кто его проконтролирует.

· Рефлексия собственной деятельности. Без учета этого параметра мы рискуем вырастить людей, не способных к ответственной постановке новых целей.

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво от­бирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Самые типичные ошибки — постановка вопросов, на которые не­возможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не тре­буют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обяза­тельно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов иссле­дования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опраши­ваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше, по­скольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны они на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количе­ство из них думают так или иначе. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интер­претировать и сводить в таблицы.

Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследо­ватель должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. До начала широкого ис­пользования вопросы следует предварительно опробовать.

Особого внимания требует и установление последовательности во­просов. Первый из них должен по возможности пробудить у опраши­ваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Во­просы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в по­следнюю очередь, потому что они носят более личный характер и ме­нее интересны для отвечающих.

При разработке вопросов и ответов полезно иметь представление о следующих приемах их оформления.

Название приема

Описание сути приема

Пример


 

Альтернативный вопрос

Вопрос, предлагающий выбор из двух ответов

Да, нет


 

Вопрос с выборочным ответом

Вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор

1. факультатив по физике

2. факультатив по русскому языку

3. факультатив по иностранному языку


 

Вопрос со шкалой Лайкерта

Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления

1. Решительно не согласен;

2. Не согласен

3. Не могу сказать точно

4. Согласен

5. Решительно согласен


 

Семантический дифференциал

Шкала разрядов между двумя биполярными понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств

Наша школа:

Современная ----- старомодная

Активная ----- спокойная

Жизнерадостная ----- пессимистичная


 

Шкала важности

Шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности от «совсем неважной» до «исключительно важной»

1. Исключительно важно

2. Очень важно

3. Довольно важно

4. Не очень важно

5. Совсем не важно


 

Оценочная шкала

Шкала с ранжированием любого признака: от «неудовлетворительного» до «отличного»

Знание моего ребенка по…

1.Отличное

2. Очень хорошее

3. Хорошее

4. Сносное

5. Неудовлетворительное


 

Вопрос без заданной структуры

Вопрос, на который опрашиваемый может ответить практически бесчисленным количеством способов

Какого Вы мнения о нашей школе?


 

Подбор словесных ассоциаций

Опрашиваемому называют по одному слову и просят назвать в ответ первое, пришедшее на ум, слово

Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите: Школа №…., 5Б класс…., завтра в школу….


 

Завершение предложения или рассказа

Опрашиваемому предлагают по одному незаконченные предложения и просят завершить их.

Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и предлагают завершить его.

При выборе кружка (секции, др. дополнительных занятий в свободное время) для своего ребенка для меня самое главное….


 

Составление плана выборки. Исследователь мар­кетинга должен разработать такой план составления выборки, благо­даря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоя­щим перед исследованием. Для этого необходимо принять три решения.

Первое: кого опрашивать? Ответ на этот вопрос не всегда очеви­ден. Следует ли в рамках опроса о требованиях к качеству образования в школе включать в выборку только «активных» родителей, членов родительского комитета школы / класса, родителей детей их «трудных» семей, а может быть, она будет составлена из их сочетаний? Ис­следователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно, скорее всего, ею располагает.

Второе: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных ответов исследователю вовсе не обязательно опрашивать все 100% генеральной совокупности.

Третье: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно собирать их по признаку принадлежности к определенной / разным группам или категориям (возрастная группа детей, результаты их обучения, социальный статус родителей и т.п.). Или же отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут бы хорошими источниками информации.

Способы связи с аудиторией. Как вступить в контакт с членами выборки? По телефону, через посредничество ребенка (если речь идет о родителях) или посредством личного интервью.

Интервью по телефону — лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.

Анкета, которую передает ребенок (или она рассылается по почте), может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние, интервьюера. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и/или скорость возврата таких анкет обычно низки.

Личное интервью — самый универсальный из трех методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью — самый ресурсоемкий по затратам времени и средств из трех методов и требует более тщательного административного планирования и контроля.

Личные интервью бывают двух видов — индивидуальные и групповые.

Индивидуальные интервью предполагают, что интервьюер должен заручиться сотрудничеством респондентов, а сама беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Групповое интервью (фокус-группа) заключается в приглашении 6-10 человек на несколько часов для беседы со специально подготовленным интервьюером. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы и умением разбираться в динамике группового поведения. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными или вводящими в заблуждение. Ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью в рас­чете на то, что динамика группового поведения позволит выявить их подлинные чувства и мысли. Высказывания записывают вручную или с помощью магнитофона и затем изучают. Групповые интервью стано­вятся сегодня одним из основных исследовательских орудий маркетинга.

Сбор информации

Разработав проект исследования, необходимо собрать информа­цию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования.

Анализ собранной информации и представление полученных результатов

Исследователь не должен ошеломлять администрацию изощренностью использованных им статистических методик. Надо представить основные результаты, нужные руководству для принятия глав­ных, насущных маркетинговых решений. Исследование полезно, ко­гда оно содействует уменьшению неопределенности, с которой столк­нулись специалисты.

Резюме

В состав хорошо спланированной системы маркетинговой инфор­мации входят четыре вспомогательные системы. Первая — система внутренней отчетности. Вторая — система сбора внешней текущей маркетинговой информации. Третья — система маркетинговых исследований. Четвертая — система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных.

Маркетинговое исследование — процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка це­лей исследования. Второй этап — разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, экспери­мент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты), составления плана выборки (единица, выборки, объем вы­борки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (теле­фон, почта, личное интервью). Третий этап — сбор информации. Четвертый этап — анализ собранной информации. Пятый этап — пред­ставление основных результатов, которые дадут руководителям возможность принимать более взвешенные решения.

На основе маркетинговой информации руководители образовательного учреждения:

- определяют специфику образовательного запроса школе со стороны социальных партнеров - заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др. социальных партнеров);

- организуют деятельность по развитию спроса на образовательные услуги ООУ.

Ориентация «на потребителя» - один из основных принципов управления качеством образования. Школе важно ответить на вопросы: «Для кого мы работаем? Какие дети учатся в нашей школе? Какое место наша школа занимает в муниципальной образовательной системе?»

Выбор миссии школы неизбежен. Исключение составляют те случаи, когда школа единственная в поселке, селе. В этом случае она неизбежно становится ООУ адаптивного типа. Но и здесь важно понять к кому (чему) необходимо адаптироваться.

В зависимости от ситуации школа может открывать коррекционные классы, классы с углубленным изучением предметов, осуществлять обучение по индивидуальным учебным планам, экстернатное и дистантное обучение, развивать внутришкольное дополнительное образование, сетевое взаимодействие и т.д. Здесь важно учесть три фактора: специфику образовательного запроса школе, возможности школы и ее место в муниципальной системе образования. А для этого необходимо договариваться с родителями / учащимися, органами управления образованием (ибо они не только имеют «разрешительное право», но и лучше осведомлены о потребностях территориальной системы образования), педагогическим коллективом школы и другими заинтересованными сторонами (в каждом конкретном случае они будут «свои»: учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, военкоматы, предприятия и организации и т.д.).

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф