Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур. 2. Критерии и показатели оценки деятельности ООУ как результат изучения требований социальных партнеров - заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др.). 2.1. Особенности требований к деятельности ООУ со стороны родителей, учащихся, государства, работодателей, местного сообщества

2. Критерии и показатели оценки деятельности ООУ как результат изучения требований социальных партнеров - заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др.) 2.1. Особенности требований к деятельности ООУ со стороны родителей, учащихся, государства, работодателей, местного сообщества

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Проблема образованности общества связана, однако, не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как:

§ повышение уровня благосостояния граждан;

§ обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества;

§ обеспечение безопасности граждан и государства;

§ сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества;

§ обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;

§ участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде рыночной экономики и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

С точки зрения социальной политики основными ценностными ориентирами модернизации образования должны стать свобода, благосостояние и безопасность.

Заявленные ориентиры означают, что сфера образования должна воспроизводить и культивировать свободную, направленную на благосостояние гражданскую активность, обеспечивая безопасные условия для осуществления образовательной деятельности.

Отсюда вытекают и основные характеристики качества образования. Если смысл образования заключается в обеспечении социализации личности, то важным показателем качества образования является способность обучаемых самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта. С этой точки зрения, если рассматривать учащихся как строителей собственной жизни, задача школы не сводится к их обеспечению строительным материалом в виде знаний. Задача школы - научить «строить дом». Разница в качестве образования может заключаться в круге проблем, к решению которых школа готовит учащихся.

Другой показатель качества школьного образования связан с тем, что это образование в современном обществе является всеобщим, оно охватывает всех детей определенного возраста. В связи с этим школьное образование должно обеспечивать возможность достижения желаемых образовательных результатов всеми учащимися.

Если образование понимается как процесс, осуществляемый в интересах личности и общества, то одним из показателей качества образования становятся затраты личности и общества на достижение необходимых результатов. Речь в этом случае идет не только и даже не столько о стоимости образования, сколько о затратах времени и сил учащихся и учителей.

Для ответа на вопрос о том, какие именно результаты образования (знания, умения, навыки, ключевые компетенции) оказываются сегодня реально востребованы работодателями, были проанализированы требования к 262 вакансиям, размещённым в марте-апреле 2005 г. на специализированных порталах сети Интернет. Выборка вакансий проводилась произвольно для возможно более полного статистического распределения ситуации «случайного выбора»: в выборке представлен практически весь спектр востребованных ныне вакансий, причём охвачены разные регионы Российской Федерации.

Были проанализированы результаты образования - качества личности и ЗУНКи, встречающиеся среди требований к вакансиям (более чем в одной вакансии). Ниже приводим итоговый рейтинг.

Личные качества

ЗУНКи


Коммуникабельность - 14%

Аккуратность - 4,4%

Инициативность - 2,8%

Активность - 2,4%

Нацеленность на результат – 2,4%

Обучаемость - 1,6%

Владение компьютером - 45,6%

Владение английским языком - 23,8%

Грамотная речь - 6%

Умение водить авто - 3,6%

Умение вести переговоры - 3,2%

«Географические знания» – 3,2%

Умение решать проблемы – 2,4%

Умение работать в команде - 1,6%

Умение презентовать результат деятельности – 1,6%

Владение вторым языком – 1,1%


Отметим: грамотная речь и умение вести переговоры – это формы проявления коммуникативной ключевой компетенции, умение работать в команде – кооперативной ключевой компетенции (компетенции по работе в сотрудничестве), умение решать проблемы и принимать решения в зависимости от ситуации – проблемной компетенции (компетенции по решению проблем), умение презентовать результат деятельности – презентационной компетенции. Ярко обозначилась роль функциональной грамотности (владение иностранными языками, компьютером, автомобилем). Обозначенные нами в списке «географические знания» подразумевают знание Москвы, Подмосковья и в одном случае – ряда зарубежных курортных регионов (вакансия менеджера по туризму).

Можно, опираясь на приведённые данные, выстроить своеобразный «рейтинг непосредственной востребованности» образовательных областей общего образования (см. диаграмму):

Вторая часть исследования работодательской составляющей образовательного заказа проводилась на основе анкеты на базе выборки из 130 работодателей. Анкета рассылалась представителям работодателя по электронной почте или заполнялась лично и передавалась специалистам, выполняющим исследование.

В анкете использовались исключительно закрытые вопросы, что позволило облегчить и ускорить процесс заполнения анкет, оперативно обработать данные, повысить степень наглядности полученной информации. В ряде вопросов предусматривалась возможность для работодателя дополнения предложенных вариантов своими, однако ею воспользовались лишь двое респондентов, указав, что общеобразовательная школа должна, в числе прочих качеств, формировать у учащихся стрессоустойчивость.

Анализ ответов на вопрос:

«Сотрудникам, работающим в Вашей организации, в наибольшей степени требуются знания и умения, полученные ими в общеобразовательной школе по следующим дисциплинам:…»

Наиболее востребованными предметами в средней школе являются, как следует из результатов анкетирования, русский язык и информатика (по 23%). На втором месте математика (14%), на третьем – иностранный язык, экономика, география, физика и химия (по 8%). Других выборов не было.

Соответственно, интересы работодателей определяются, во-первых, сформированностью у выпускника (хоть в какой-то степени) информационной и коммуникативной ключевых компетенций и базовых знаний, умений и навыков по основным точным и естественнонаучным дисциплинам. Примечательно, что экономика заняла лишь третью позицию в рейтинге (см. анализ ответов на вопрос № 3).

Прочие школьные предметы не относятся к категории социального заказа к системе общего образования.

Анализ ответов на вопрос:

«В совершенствование преподавания каких из учебных предметов общеобразовательной школы (развитие материально-технической базы, кабинетов, учебного оборудования, повышение квалификации педагогов, разработку новых методик и средств обучения) будут, по Вашему мнению, готовы вкладывать средства представители бизнес-структур современной России?»

Лидер данного рейтинга – экономика (30%): видимо, по мнению представителей бизнес-структур, преподавание этого предмета, во-первых, имеет смысл развивать; во-вторых, дисциплина останется актуальной в течение ряда последующих лет (десятилетий?); в-третьих, нынешняя позиция преподавания экономики как школьной дисциплины признаётся неудовлетворительной.

На втором месте – информатика и право (по 21%), на третьем – иностранный язык и математика (по 14%). Комментарии см. выше.

Анализ ответов на вопрос:

«Какими чертами характера должен обладать выпускник общеобразовательной школы, чтобы со временем успешно работать в Вашей организации (можно выбрать от 1 до 4 ответов)?»

В рейтинге черт характера лидирует настойчивость (21%); на втором месте целеустремлённость, исполнительность, творческий потенциал и инициативность (по 13%). Трудолюбие и общительность – на третьем месте (по 7%). Остались невостребованными лидерские качества.

Социальный заказ к системе образования выражается здесь в желании работодателей видеть в выпускнике сформированными коммуникативную, креативную и кооперативную ключевые компетенции. Остаются по-прежнему востребованными исполнительские (а не лидерские!) качества личности.

Анализ ответов на вопрос 6:

«Какие жизненные умения должны быть заложены уже в школе, чтобы в последующем человек мог стать успешным сотрудником Вашей организации?»

Умение находить контакт с людьми и умение и готовность самостоятельно решать возникающие проблемы делового характера – первое место (26%). Умение работать в команде, умение и готовность к постоянному самообразованию и умение планировать свою деятельность – на втором месте в рейтинге (16%).

Социальный заказ выражается, в основном, в требовании сформированности кооперативной компетенции.

Анализ ответов на вопрос:

«Ведущей целью обучения в общеобразовательной школе, с Вашей точки зрения, должно быть …»

Изучение «основ наук» по-прежнему остаётся приоритетом для работодателей, а формирование необходимых качеств личности и жизненных навыков – в данном рейтинге на втором месте. Однако выше (см. ответы на вопросы 5-6) было показано, что востребованы в первую очередь ключевые компетенции, а не усвоенность выпускниками школьных дисциплин.

Противоречие можно объяснить с точки зрения некоторой инерции в восприятии работодателями вопросов анкеты, касающихся школьных предметов: сказывается традиционная знаниевая парадигма, лежавшая в основе обучения самих работодателей.

Анализ ответов на вопрос:

«Вклад российской общеобразовательной школы в экономическую эффективность отдельной личности и общества в целом …»

При ответе на данный вопрос 67% опрошенных работодателей считают, что вклад российской общеобразовательной школы в экономическую эффективность отдельной личности и общества в целом в настоящее время незначителен, но может быть повышен. По мнению 33% респондентов он в настоящее время скорее отрицателен, но может стать положительным.

На основании вышеизложенного правомочно сделать вывод о том, что современная российская общеобразовательная школа на деле пока вообще не ориентирована на повышение статуса экономической эффективности как всего общества, так и отдельной личности.


Анализ ответов на вопрос 9: «Взаимодействие между общеобразовательной школой и бизнес-структурами в России …»

Взаимодействие между общеобразовательной школой и бизнес-структурами в России по мнению 40% опрошенных возможно только при посредничестве вузов; 20% считают решение данного вопроса невозможным, ещё 20% - возможным только при посредничестве государства. Мнения о том, что подобное взаимодействие возможно только в тех случаях, когда представители бизнес-структур выступают как родители, придерживаются также 20% респондентов.

Таким образом, по мнению большинства, социальный заказ в области взаимодействия между общеобразовательной школой и бизнес-структурами в России должен осуществляться в тесном сотрудничестве с учреждениями системы ВПО.


Анализ родительской составляющей социального образовательного заказа

Семья является сегодня в России наиболее ответственным заказчиком по отношению к образованию. Это и понятно - выбирая ту или иную образовательную траекторию, и родители, и сам воспитанник рискуют своим будущим. Тем не менее, потребительский выбор в образовании ограничен очень большой неопределенностью, низкой компетентностью участников. Образование - «доверительный товар»; приобретая его, семья вынуждена почти полностью полагаться на экспертов-продавцов этого товара. Однако, как отмечает Я. Кузьминов, «в условиях потери академических стимулов развития преподавателей и учебных заведений, снижения значимости репутации на образовательных рынках семьи теряют объективные ориентиры для рационального поведения». При этом, отмечает он далее, «низкий образовательный уровень значительной части родителей в семьях … не дает возможности контролировать качество образования даже со стороны потребителей (например, происходит ли процесс образования как таковой, приобретаются ли новые компетенции). В результате многие потребители образования оказываются обманутыми, то, что им достается, - не более чем формальный знак образования». Таким образом, первая особенность родительского образовательного заказа к школе – его некомпетентность.

Вторая особенность заключается в том, что этот заказ в значительной степени дифференцирован. Как показывают наши исследования, сегодня представляется невозможным выявление некоей «средней линии» или «обобщённого образа» социального образовательного заказа. Более продуктивным является подход, ориентированный на выявление того, насколько представлены в данном образовательном учреждении основные типы социального образовательного заказа и какова «весовая доля» каждого из этих типов в общей структуре образовательном заказе школы, региона, страны в целом. Как правило, в зависимости от социально-экономических и культурных особенностей региона, специфики района, типа и статуса образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углублённым изучением предмета, «обычная» общеобразовательная школа) преобладает один из полярных типов образовательного заказа, при обязательном (хотя бы и небольшом) долевом присутствии других типов.

Различные типы социального образовательного заказа различаются по своей общей направленности, требованиям к содержанию и результатам образования, предпочитаемым педагогическим подходам, а также по другим параметрам. Основные характеристики различных типов социального образовательного заказа представлены в таблице 10.

В таблице используется понятие «культурный уровень образовательного заказа», который мы рассматриваем как главную характеристику типа родительского образовательного заказа. Заказ самого низкого уровня примитивен: куда-нибудь пристроить ребёнка. В принципе, неважно, куда, главное – пристроить, «чтобы не мозолил глаза».

Таблица 10

Типология родительского образовательного заказа

к общеобразовательной школе

Тип образователь-ного заказа

«Камера хранения»

«Социальный лифт»

«Окно в культуру»


Культурный уровень образовательного заказа

Ниже среднего

Средний

Выше среднего


Цель образования

Выживание в трудных социально-экономических условиях

Формирование социальной элиты

Разностороннее развитие личности, раскрытие её творческого потенциала


Требования к образовательной среде образовательного учреждения

Отсутствуют

Отдаётся предпочтение «карьерному» типу образовательной среды в ОУ

Отдаётся предпочтение «творческому» типу образовательной среды в ОУ


Требования к содержанию образования

Минимальные

Приоритетное значение отдаётся престижным предметам; тенденция избавить ребёнка от изучения ряда общеобразовательных предметов, рассматриваемых как «лишние»

Приоритет отдаётся предметным интересам самого ребёнка, при обязательном широком и разностороннем общем образовании


Требования к результатам образования

Образование должно подготовить ребёнка к самостоятель-ной трудовой деятельности

Преобладают формальные требования: возможность поступления в вуз, протекция, медаль за успехи и т.п.

Преобладают содержательные требования, ориентация на получение осмысленных знаний, умений, компетенций


Характер взаимодействия родителей с образовательным учреждением

Отстранённая позиция родителей

Родитель в позиции клиента; образовательное учреждение рассматривается родителями как предприятие сферы услуг; ребёнок – как потребитель образовательных услуг

Родители, ребёнок и образовательное учреждение рассматриваются как соучастники образовательного процесса


Представления об ответствен-ности

Родители полностью перекладывают ответственность за образовательные результаты на образовательное учреждение

Родители разделяют с образовательным учреждением ответственность за результаты образования


Отношение к учению

Учение – время-провождение

Учение - труд

Учение - рост


Отношение к воспитанию

Воспитатель-ные задачи полностью перекладываются на школу

Воспитательные задачи не включаются в социальный заказ к школе

Воспитание рассматривается в контексте взаимодействия семьи, школы и среды


Педагогические подходы, наиболее высоко оцениваемые родителями

Подходы, обес-печивающие минимальное участие семьи в воспитании

Технологический («натаскивание»); дифференцированный (селекционный)

Личностно-ориентированный


Компетентностный; развивающий


Оптимальный тип общеобразова-тельного учреждения

Школа полного дня

Гимназия или лицей, имеющие тесные контакты с вузом

Школа, имеющая в своём составе подразделение многопрофильного дополнительного образования детей


Общий вектор направленности образователь-ного заказа

Отстранённый

Прагматический, утилитарный

Гуманистический


Уровень несколько выше – прагматический. В данном случае содержательные результаты образования (развития, воспитания) не важны. Важны формальные результаты: аттестат, медаль, рекомендация, протекция, в конечном счёте - дорога в элитарный вуз. Это – ведущий социальный заказ клиентуры частных школ. Общий вектор здесь определился уже достаточно давно, в середине 1990-х гг., и с тех пор если и меняется, то очень незначительно. В силу этого лаконичная характеристика, данная журналистом ещё в 1997 г., сохраняет свою актуальность и сегодня: «Самые популярные школы – это те, которые сулят беспроблемное поступление в вуз, хорошее знание языков и стажировку за границей». Это – яркая характеристика родительского образовательного заказа типа «Социальный лифт».

Высокий уровень образовательного заказа предполагает важность не только медалей и «корочек». Здесь главное – то, чему и как учат, и прежде всего – духовно-нравственное, трудовое и патриотическое воспитание, общекультурное и интеллектуальное развитие, общее образование.

Существует закономерность: качество образования напрямую определяется культурным уровнем образовательного заказа.

Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к конкретным школам, подтверждает, что этот заказ является предельно нечётким, поверхностным и противоречивым. С одной стороны, современная школа по замыслу призвана готовить человека, успешного в своей деловой картере и в жизни в целом. С другой стороны - такие вроде бы важные в деловом мире характеристики, как «серьёзное отношение к своей карьере», «свобода в выборе профессии», «самостоятельность и ответственность» практически не звучат в анкетах родителей, характеризующих идеальную модель выпускника школы. Не более 10% родительских анкет содержат такие признаки, как «высокий уровень культуры», «патриотизм», «высокие моральные ценности», «способность противостоять общественному негативу». Чаще всего анкеты родителей представляют собой бессвязный набор частных свойств личности, не сводящихся в единую систему. Во многом это является следствием того, что значительная часть родительского контингента ныне рассматривает школу как поставщика учебно-образовательных, но не воспитательных услуг. Но в основном – в силу уже упоминавшихся традиций отстранённости семьи от школы, отсутствия у родителей привычки и умения видеть себя заказчиком образовательных услуг, стереотип потребительской позиции: «пусть государство само решает, чему школа должна учить моих детей и как их воспитывать».

Приведём результаты одного из исследований, проведённого путём анкетирования родителей учащихся 5-10 классов одной из московских школ. На основе анализа анкет выявлялись образы «идеального учителя», «идеальной школы» и «идеального выпускника», существующие в сознании родителей.

Образ «идеального учителя», как оказалось, характеризуется двумя ведущими функциями. Первая из них – «урокодатель-репетитор» - включает в себя следующими особенностями, названными родителями:

1. Умение доходчиво объяснять материал – 45%

2. Глубокое знание своего предмета – 33%

3. Высокая требовательность – 27%.

При этом сами формулировки родительских ответов (все вопросы в анкетах были открытыми) показывают, что они в большинстве тяготеют к наиболее традиционному объяснительно-иллюстративному, репродуктивному подходу в обучении, для которого характерно триединство «объяснение – закрепление – контроль».

Вторая функция «идеального учителя» - «психолог». Она складывается из следующих названных родителями особенностей хорошего учителя:

4. Индивидуальный подход к ребёнку – 22%.

5. Уважение к учащимся – 17%.

6. Справедливость и объективность – 17%.

7. Доброта – 11%.

8. Выдержка, терпение – 10%.

Схожую конструкцию имеет образ «идеальной школы», которая должна в первую очередь обладать высокопрофессиональным учительским составом (показатели профессионализма только что были охарактеризованы) – 56%; создавать комфортную психологическую атмосферу – 33%, давать качественные знания – 21%

Обобщая эти данные, можно сделать вывод о своеобразном характере родительского образовательного заказа к современной школе: родители ждут решения прагматических задач личностно-ориентированными средствами.

Анализ образа «идеального выпускника» показывает примерно ту же тенденцию. В первую очередь «идеальный» выпускник отличается качественно другим (более высоким) уровнем знаний – 45%, а также современной функциональной грамотностью: свободно владеть хотя бы одним иностранным языком – 28%, свободно пользоваться ПК – 22%.

Лишь отдельные родители указывали на существование у «идеального выпускника школы» таких черт, как «более высокий уровень культуры», «большая свобода в выборе профессии» (в среднем по 2 анкеты на класс), «порядочность», «зрелость», «высокие моральные ценности», «более серьёзное отношение к своей карьере», «уровень интеллектуального развития», «способность противостоять общественному негативу» (в среднем по 1 анкете на класс).

Таким образом, родители ожидают от школы:

1) высокого качества преподавания учебных предметов (среди которых в том же опросе в числе важнейших названы: английский язык – 83%, математика – 78%, второй иностранный язык – 67%, русский язык и история – примерно по 60%, литература – 56%, информатика – 39%), совершенствование традиционных иллюстративно-объяснительных, репродуктивных методик работы учителя;

2) качественной работы психологической службы школы и высокой психологической компетентности каждого учителя-предметника, обеспечивающего максимальное внимание каждому учащемуся.

В крайне незначительной степени социальный заказ охватывает такие моменты (традиционно, казалось бы, важные и специфичные в рекламном имидже большинства частных школ), как развитие интеллектуальных и творческих способностей, личности ученика в целом, поддержание на высоком уровне интереса школьников к познанию, общая культура учащегося, уровень организации досуга и внеклассной работы в школе, взаимодействие школы с семьёй и др.

Парадоксально, но родители как будто не ждут от школы решения развивающих и воспитывающих задач, и напротив, подчёркивают на необходимость внешнего «натаскивания» учащихся. При этом такое «натаскивание» должно происходить в психологически комфортной атмосфере, которую обязана создать сама школа. (Очевидно, родители не понимают, что самый способ организации учебного процесса путём «натаскивания» и есть главный источник дискомфорта для учащегося).

Объяснить названные парадоксы можно отчасти коммерческим стилем мышления самих московских родителей: эффективность фирмы – это максимум прибыли при минимуме издержек; по этой же логике эффективность частной школы – это подъём учащегося в «социальном лифте» на максимально возможный уровень (подготовка в престижный вуз) при минимуме потерь в психосоматическом здоровье ребёнка.

Примечательно, что родители учащихся частных школ избегают называть в качестве задач школы воспитание социально значимых качеств: уважения к людям, обществу и государству; трудолюбия; готовности работать в сотрудничестве; патриотизма или, по крайней мере, корпоративной солидарности.

Таким образом, третья особенность современного родительского образовательного заказа к школе – его ориентация на приоритетное учение учебных, а не воспитательных и развивающих задач, при этом от класса к классу увеличивается прагматический аспект этих учебных задач (подготовка в вуз при сокращении, по возможности, элементов общекультурного развития).

Комплексный анализ отдельных анкет свидетельствует о существовании значительного разброса в образах «идеальной школы» в глазах различных групп родителей. Одни родители ориентированы преимущественно на успех ребёнка в жизни и на его подготовку к этому успеху – и ради этого согласны пожертвовать его психологическим комфортом (и даже, в чём-то, здоровьем). Другие, напротив, считают главным именно соблюдение психологического комфорта. Третьи нацелены на узко учебные задачи и, видимо, считают, что овладение ребёнком программным материалом само по себе обеспечит его будущий успех. Значительно меньшие доли родительского контингента ориентируются на общекультурное развитие ребёнка, на сохранение его мотивации к познанию, на развитие его личностной индивидуальности.

Разброс заметен и в выборе «главных» учебных предметов. Не менее любопытно, что требования к устранению учебных перегрузок в одних анкетах противоречат указаниям на недостаточную загрузку детей – в других. На наш взгляд, за этими видимо противоречивыми требованиями лежит общая потребность в дальнейшей индивидуализации обучения.

Ряд школ предпринимает попытку выстроить «обобщённый портрет» социального заказа. Наиболее яркое отражение такого «портрета» - это стереотипное подобие рекламных объявлений современных негосударственных школ Москвы. В каждом из них обязательно содержатся строки об индивидуальном подходе к учащимся и о психологической службе, о подготовке в престижный вуз, об углублённом изучении нескольких иностранных языков и о режиме «полного дня». При этом обязательно учитываются и такие детали, которые не всегда принято считать главными в государственной школе (качество охраны и питания, наличие доставки от дома и обратно, и так далее).

Однако «обобщённый портрет» социального заказа имеет склонность к быстрым и непредсказуемым переменам. Эта четвёртая особенность родительского образовательного заказа – его нестабильность - ярко заметна на примере направленности профильной подготовки в старшей школе. Одно время «в моде» были политологи, потом – юристы, после этого наступила очередь экономистов, затем – на специалистов в области PR. Эта «мода» никак не связана ни с реальной потребностью в специалистах того или иного типа, ни со средним уровнем их заработной платы. Следуя такой переменчивой логике социального заказа, школа обрекает себя постоянно менять самую консервативную часть своей образовательной системы – содержание образования, «чтобы не отстать от требований современной жизни». Но быстрое и качественное изменение содержание образования возможно только на бумаге. Тот, кто, поступая в профильный восьмой или девятый класс, выбрал по подсказке родителей юридическое направление, вынужден в одиннадцатом нанимать репетиторов, чтобы поступить, по сменившейся моде, в экономический вуз.

В таких противоречивых условиях всё решает оперативность координации действий различных служб школы, гибкость её управления. Именно в этом контексте реализуется сегодня идея профильного обучения на старшей ступени на основе ИУПов – индивидуальных учебных планов и сетевого взаимодействия. Это последнее ставит на более высокий уровень вопрос о специализации школы, то есть – об особенностях образовательного процесса, миссии и целях данного конкретного образовательного учреждения. Школы пытаются очертить некий круг своей компетенции, опираясь на свои сильные стороны – имеющиеся традиции углублённого изучения, связи с вузами, собственный кадровый потенциал.

Таким образом, процесс изучения требований к деятельности школы со стороны ее социальных партнеров осложняется рядом факторов. Для понимания ожидания граждан от образования необходимо построить диалог с учащимися, их родителями и представителями общественных организаций таким образом, чтобы услышать не только и не столько о мифических представлениях об образовании, поскольку это известные сюжеты (как например, «только высшее образование – гарантия нахождения рабочего места с высокой заработной платой») и об опытно-традиционных представлениях, идущих из личного опыта обучения в школе конца XX века об образовании. Существенно в этом диалоге, взаимодействии «образование – общество и личность» оформить еще не осознанные, не отрефлектированные представления граждан о том, что образование должно давать человеку, то есть формирующиеся потребности. Такие потребности, по сути, ориентированы не только на сегодняшний день, но и на перспективу, то есть их оформление позволит обеспечить человеку высокий уровень адаптивности к новой ситуации в пространстве социально-экономических отношений страны в ближайшем будущем.

Лист ожиданий от образования.

В ходе проведения семинаров участниками обозначались свои ожидания от образования, которые в общем выглядят следующим образом. Всеми участниками семинаров отмечаются те способности, умения, качества, которые обеспечивают успешность как в профессиональной жизни, так и в самом широком смысле – успешность жизненную.

Учащиеся хотели в процессе обучения в школе и в местах дополнительного образования овладеть следующими умениями и качествами:

· Умение находить выход из любой ситуации;

· Умение находить нестандартные решения;

· Аналитические умения, позволяющие оценивать ситуацию;

· Умение выстраивать отношения с любыми людьми;

· Умение формулировать цель относительно себя и строить пути достижения цели;

· Умение видеть разные способы достижения своей цели (это задаст социальную устойчивость);

· Умение строить для себя разные образы будущего;

· Социальная устойчивость;

· Социальная ответственность;

· Предприимчивость;

· Хорошая база современных академических знаний;

· Владение новыми технологиями, которые осваиваются в процессе обучения как средства обучения.

· Получение академических знаний не только через тренировки, но и иные современные способы, технологии;

Родители учащихся ожидаю видеть в своих детях следующее:

· Эрудированность;

· Культурность/этичность;

· Умение формулировать собственную точку зрения, ее предъявлять и отстаивать;

· Умение ставить перед собой цели;

· Умение работать в команде;

· Коммуникативность (умение общаться);

· Креативность;

· Владение современными информационными технологиями;

· Умение оценивать свои ресурсы находить необходимые недостающие ресурсы для достижения цели;

· Способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное;

· Способность к управлению своим состоянием, здоровьем.

Относительно устройства образовательного процесса:

· Возможность самостоятельного действия, проб и ошибок;

· Уровень сложности образовательного процесса адекватен индивидуальным возможностям ребенка;

· Учет желаний и возможностей ребенка;

· Ориентация на индивидуальность, самостоятельность;

· Действия на всех уровнях работы школы (от работы классного руководителя до управления деятельностью всей школы) должны быть согласованы между родителями, детьми, педагогами, психологами и др.

Бизнес отмечает следующие умения и качества как те, которые, как правило, предъявляются работникам:

· Умение работать в команде;

· Рефлексия деятельности;

· Умение планировать;

· Умение учиться;

· Знание современных технологий;

· Умение принимать решения;

· Умение самопрезентоваться;

· Ответственность за выполнение работы;

· Креативность;

· Мобильность.

Итак, современные ожидания граждан от образования – ориентация на успешность в обществе XXI века (а это высокая неопределенность ситуации, инициативность, толерантность к инновациям). Современный человек умеет оценивать ситуацию, в новом видеть новое, самостоятельно ставит и решает проблемы, инициативен и готов к ответственности.

Показательным в такого рода контексте является Постановление Законодательного собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 20 апреля 2006 года № 17 «О Концепции целевой программы «развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы» в котором, как указывается в преамбуле, «Впервые в истории российского образования в основу Программы развития системы образования Пермского края на 2006-2010 годы (далее - Программа) положены гражданский запрос и государственный заказ», что характеризуется как «реальное проявление государственно-общественного характера управления развитием образования, где органы государственной власти и гражданское общество оформили реальные отношения социального партнерства в сфере образования».

Гражданский запрос, согласно указанному Постановлению, не имеющему пока прецедентов в практике нормотворчества субъектов Федерации предполагает:

1. Непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования. Система образования должна обеспечить путь к жизненному успеху и качеству жизни граждан, стать фактором социально-экономического развития региона.

2. Безопасность и сохранность здоровья учащихся. Система образования должна обеспечить сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, соответствовать особенностям развития учащихся, обеспечить страхование рисков детства, содействовать социальному самоопределению и профессиональной ориентации, противодействовать повышению уровня преступности.

3. Тесное партнерство семьи и школы. Необходимо выстроить правовую основу партнерских отношений и взаимной ответственности родителей и системы образования в развитии, защите и воспитании детей, в подготовке их к общественной и семейной жизни, в ресурсном обеспечении системы образования. На основе общественного договора необходимо определить и оформить вклад в систему образования государства, муниципалитета, местного сообщества, семьи.

4. Равноправие программ базового и дополнительного образования. Необходимо обеспечить равноправие, признание и конвертируемость базовых и дополнительных образовательных программ и сертификатов как основы и условия сознательного выбора образовательного маршрута, профессии и жизненного пути.

5. Гражданский характер образования. Система образования должна стать основой и субъектом гражданского общества. Взаимодействие школы и общественных институтов в развитии образования, воспитании граждан, моделировании основных общественных отношений должно стать основным механизмом образовательной политики.

6. Конкурентоспособность выпускников и образовательных организаций. Граждане заинтересованы в том, чтобы система образования обеспечивала выпускникам школ и организаций профессионального образования конкурентные преимущества на рынке труда и знаний перед выпускниками других регионов. Для этого необходима адаптация системы образования к динамике рынка труда и технологий, ориентация на заказ работодателей, приведение ее в соответствие с региональной стратегией социально-экономического развития. Конкурентоспособность выпускников формируется через конкуренцию образовательных организаций, основой ресурсного обеспечения должно стать качество образования и подготовки выпускников.

7. Усиление влияния родителей на систему образования. Необходимо расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении социального заказа, стандартов условий и содержания образования. Крайне важно обеспечить гражданский контроль над стандартами условий образования, в том числе над уровнем подготовки и переподготовки работников образования.

Государственный заказ системе образования, согласно рассматриваемому Постановлению Законодательного собрания Пермской области заключается в обеспечении условий социально-экономического развития региона: повышении инвестиционной привлекательности, снижении уровня безработицы и повышении занятости населения, формировании конкурентной образовательной среды и вместе с тем - выполнении социальных обязательств государства перед гражданами».

Полагаем, что, содержание гражданского заказа системе образования субъекта федерации возможно, с учетом вышесказанного сформулировать как задачу по созданию необходимых кадровых, организационных и экономических условий для развития экономики региона, повышению качества образования с учетом предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений различного уровня на рынке труда требованиям, созданию условий для формирования и развития полноценной, разносторонне развитой личности в системе образования, выполнении социальных обязательств соответствующих государственных органов власти субъекта федерации перед гражданами. Данный заказ системе образования может также предъявляться общественными институтами при проведении аттестации образовательных учреждений и педагогов.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф