Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Аналитический отчет о практике общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений. 2. Общее и особенное в региональной практике участия общественности в оценива­нии деятельности общеобразовательных учреждений. 2.1.2. Специфика общественности как участника оценивания деятельности общеобразовательных учреждений: решение проблем институционализации, целей привлечения общественности, ее полномочий и функций, компетентности и мотивации участия

2.1.2. Специфика общественности как участника оценивания деятельности общеобразовательных учреждений: решение проблем институционализации, целей привлечения общественности, ее полномочий и функций, компетентности и мотивации участия

Общественная оценка системы образования, деятельности конкретного образовательного учреждения существовала всегда. Речь идет об общественном мнении. По своей сущности общественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. Наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других форм получения обратной связи, в принципе, можно рассматривать как участие общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений. Мониторинг общественного мнения дает значимую для развития системы образования, конкретного учебного заведения информацию. Однако в этом случае общественность остается пассивной, поскольку она не персонифицирована и / или не институалонализирована.

Для того чтобы общественность выступала в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений как субъект, для того, чтобы такое участие стало реальностью, на месте отвлеченной социологической категории «общественность», должны появиться конкретные субъекты – носители и выразители интересов общества во всем их многообразии.

Субъектами оценивания деятельности общеобразовательных учреждений, выражающими интересы различных социальных групп, могут и должны быть органы местного самоуправления (учредители муниципальных ОУ), различные общественные организации сферы образования, науки, культуры, политики, объединения работодателей, благотворительные организации, организации родительской общественности, государственно-общественные советы по образованию, органы самоуправления ООУ и т.д. Кроме институционализированных общественных организаций к оцениванию необходимо привлекать «неорганизованных», но от этого не менее заинтересованных субъектов (родителей, прежде всего).

Фактором, оказывающим принципиальное влияние на эффективность участия общественности в оценивании деятельности ООУ является сформированность региональных общественных институтов, опыт их взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти в регионе. Важным показателем весомости участия общественности в управлении является наличие региональных законодательных инициатив по институционализации такого участия.

Участие общественности в управлении образованием муниципального, и регионального уровня может быть эффективным только при условии ее вовлечения и в управление отдельными институтами образования в регионе. Попечительские и управляющие советы школ, вузов могут выступать в качестве опоры в реализации инициатив общественных институтов на региональном уровне, с одной стороны, и сами выступать в качестве инициаторов, с другой. Важным показателем уровня развития общественного управления в регионе выступает и тот класс задач, которые решаются попечительскими и управляющими советами институтов образования региона в рамках управления конкретным образовательным учреждением.

В то же время необходимо отметить, что источником социально-педагогических инициатив по участию общественности в оценивании деятельности ОУ в настоящее время чаще всего являются не общественные институции. Преобладают два источника таких инициатив:

- федеральные органы управления образованием (публичные заявления, декларации в нормативных документах, критерии оценки в приоритетном национальном проекте «Образовании» и т.п.);

- региональные органы управления образованием.

Необходимость возникла в связи с фактической закрытостью школы, в результате чего качеством образования в части иных заказчиков, кроме государства, удовлетворяются далеко не в полной мере. При этом инициатива федерального уровня, по-видимому, исходит от политического руководства, озабоченного формированием в России гражданского общества. В то же время у работников системы образования всех уровней осознание необходимости участия общественности в оценивании школы практически отсутствует. Более того, в силу изменения их представления о собственной позиции в этом процессе, они будут оказывать выраженное сопротивление участию общественности в оценивании образовательного учреждения. Поскольку сама общественность в этом заинтересована, однако пока слабо организована (а последнее, как показано выше, необходимое условие для субъектного участия в оценивании), перед региональными и муниципальными органами управления образованием возникает задача либо инициации и сопровождения создания различных органов управления /самоуправления образованием с полным или частичным общественным участием, либо поиска существующих организаций – потенциальных социальных партнеров. Поскольку работники системы образования, в силу отрицательного отношения, возможно, будут оказывать в силу большей компетентности, эффективное сопротивление организации общественности, возникает необходимость их мотивации, а также контроля, например, попыток создания «ручных» общественных организаций, дискредитации независимых от них и т.п.

В связи с вышесказанным проанализируем, каким образом на практике решаются проблемы институционализации, какие общественные и / или государственно-общественные структуры потенциально заинтересованы в участии в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений и обладают для этого достаточной компетентностью, в каких существующих процедурах оценки деятельности ОУ участвуют представители различных организаций, каковы их полномочия и функции. Кроме этого, исходя из задач, состава членов тех или иных организаций и объединений с общественным участием, рассмотрим их потенциальные возможности в оценивании деятельности ОУ.

Общественные объединения регионального и муниципального уровня

Общественные объединения представляют собой некоммерческие организации, статус которых установлен специальным законом. При этом следует учесть и то, что общественные объединения, создаваемые гражданами могут функционировать и без приобретения прав юридического лица. В широком смысле понятие «общественные институты» может включать в себя также и различные неформализованные, с точки зрения законодательства в качестве отдельных субъектов права объединения, которые могут одновременно являться органами самоуправления тех или иных образовательных учреждений (попечительские, управляющие советы, не имеющие статуса самостоятельных субъектов права).

Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» в статье 17 устанавливает статус общественных объединений, к числу которых относятся:

- общественная организация,

- общественное движение,

- общественный фонд,

- общественное учреждение,

- орган общественной самодеятельности,

- политическая партия.

В этой же статье закрепляется положение о том, что государственная поддержка общественных объединений может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе, на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними (Статья 17).

Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, в п.4 содержит положение о том, что Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе и с общественными объединениями и иными организациями. Аналогичные нормы содержатся в положениях о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и о федеральном агентстве по образованию.

Таким образом, органы государственной власти и управления на всех уровнях обязаны привлекать общественные объединения к участию в решении вопросов оценивания деятельности ООУ, но только в случаях установленных федеральными законами, так как регулирование деятельности общественных объединений является прерогативой органов государственной власти федерального уровня (Статья 4 указанного закона).

Одним из институтов гражданского общества являются профессиональные союзы.

Важное значения для исследования рассматриваемой темы в контексте имеющей место тенденции роста платного образования имеет Закон РФ «О защите прав потребителей», который в статье 45 устанавливает право граждан на объединение на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. При этом принципиально важным положением пункта 2 указанной статьи является то, что общественные объединения потребителей, в том числе и объединения потребителей образовательных услуг – обучающихся, их родителей вправе участвовать в разработке обязательных требований к услугам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, проводить независимую экспертизу качества, безопасности услуг, а также соответствия потребительских свойств услуг заявленной исполнителями информации о них, проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей, вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих оказание услуг, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям и т. д.

К институтам гражданского общества, которые заинтересованы в развитии образования и на основании этого потенциально могут принимать активное участие в оценивании деятельности ООУ, можно отнести благотворительные организации. Прежде всего, речь идет об организациях, целями которых является, в том числе содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности (Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Статья 2). В соответствии с Законом правом на осуществление благотворительной деятельности обладают граждане и благотворительные организации (неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации предусмотренных законом о благотворительных организациях целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (Статьи 4, 6).

Если в большинстве регионов и муниципалитетов, представители общественности включаются в состав коллегиальных органов - общественно-государственных (государственно-общественных)[1] советов (советы директоров учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, совет ректоров ВУЗов, совет по экспериментальной и инновационной работе, советы специалистов (в области специального коррекционного образования, дополнительного образования) и т.д., создаваемых по инициативе и при региональных /муниципальных органах управления образованием (специфика их работы и участия в оценивании деятельности образовательных учреждений будет рассмотрена ниже), то в городе Москве по инициативе Мэра Ю.М. Лужкова создается Общественная палата по образованию, независимая от Департамента образования города Москвы. В январе 2007 года на заседании актива Городского совета родительской общественности утверждены 38 кандидатов для включения в Общественную палату по образованию, выдвинутых общественными организациями и объединениями.

Главная задача Общественной палаты по образованию в городе Москве - обеспечение взаимодействия граждан проживающих в городе Москве с органами исполнительной власти и местного самоуправления города в целях учета потребностей и интересов жителей столицы, защиты их прав при формировании и реализации региональной политики в области образования, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы путем:

- привлечения граждан, общественных объединений педагогов и родительской общественности образовательных учреждений к определению и осуществлению региональной политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

- выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общегородское значение и направленных на развитие образования в г.Москве, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся;

- проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов законов города Москвы, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти города и проектов региональных программ развития образования;

- участия в проведении независимого контроля качества столичного образования;

- выработки рекомендаций органам исполнительной власти города Москвы при определении приоритетов в области развития образования;

- оказания информационной, методической и иной поддержки жителям г.Москвы в области образования.

Создание общественной палаты по образованию в городе Москве позволит обеспечить независимый общественный контроль за деятельностью образовательных учреждений и органов управления образованием системы Департамента образования города Москвы.

Государственно-общественные советы по образованию регионального и муниципального уровня

Региональные государственно-общественные советы по образованию

Для регионов Российской федерации Государственно-общественный Совет на региональном уровне – новый орган в системе государственно-общественного управления. Среди регионов, включенных в сферу анализа, данный орган находится в стадии создания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В принятом Законе «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Государственно-общественный Совет определяется как консультативный и совещательный орган, осуществляющий подготовку предложений и принимающим решения в силу своих полномочий, определенных данным положением, по реализации государственной политики в области развития общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Перечислим полномочия Совета, и укажем их связь с оцениванием деятельности ОУ и их сети:

- согласование образовательной и молодежной политики автономного округа направленной на развитие системы и сферы общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (процессуальная оценка целей, направлений, содержания образовательной политики);

- подготовка предложений по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы общего образования (процессуальная оценка целей);

- утверждение программы развития системы общего образования автономного округа (экспертная оценка программы);

- рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и администра­тивного персонала общеобразовательных учреждений, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов (процессуальный контроль деятельности ОУ);

- согласование нормативов бюджетного финансирования системы общего образования автономного округа (требуется экспертиза);

- заслушивание и согласование ежегодного публичного отчета системы общего образования автономного округа по итогам учебного и финансового года (один из механизмов участия общественности в оценивании деятельности системы образования);

- представление ежегодного публичного отчета системы общего образования автономного округа общественности;

- содействие в привлечении системой общего образования автономного округа средств из внебюджетных источников, утверждение целей, направлений и порядка их использования (требуется экспертиза);

- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях системы общего образования автономного округа (источник информации – общественное наблюдение и оценивание).

- разработка предложений по созданию региональной системы оценки качества общего образования на основе региональных процедур рейтинга муниципальных систем и образовательных учреждений (непосредственно связано с оцениванием);

- подготовка предложений по развитию основных направлений Приоритетного Национального проекта «Образование» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в т.ч. предложений по общественной экспертизе);

- разработка предложений по участию в реализации федеральных, межрегиональных и международных программ и проектов, направленных на развитие сферы общего образования (требуется экспертиза).

Состав Совета определяется по принципу назначения, избрания и кооптации его членов.

По должности в состав Совета входят

· руководители органа управления образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также назначенные представители органов государственной власти и управления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

· назначенные (по согласованию):

· руководители или их заместители государственных ведомств, имеющие непосредственное отношение к развитию сферы образования ведомств культуры, здравоохранения, комитета по делам молодежной политики и спорту, экономики, финансов, МВД, МЧС и др.

· назначенные руководители муниципальных, окружных администраций, представители муниципальных органов управления образованием.

Межмуниципальные и муниципальные советы по образованию

В 12 территориях Белгородской области при главах местного самоуправления созданы муниципальные советы по образованию, в состав которых вошли представители организаций, оказывающих финансовую и иную помощь образовательным учреждениям, а также средств массовой информации. Советы по образованию участвуют в формировании программ развития системы образования, в независимой экспертизе уровня качества подготовки обучающихся т.д.

Существуют различные модели построения межмуниципальных и муниципальных органов государственно-общественного управления образованием.

Примером органов межмуниципального самоуправления являются созданные в Ленинградской области Советы, осуществляющие управление образовательным округом[2]

Персональный состав Совета утверждается приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по представлению муниципальных образований. В состав Совета входят заместители глав администрации муниципальных образований, руководители муниципальных органов управления образованием, генеральные директора учреждений начального профессионального образования, депутаты, родители, предприниматели и другие представители общественности. Построение модели управления на основе создания образовательных округов позволяет, во-первых, решать вопросы усиления государственной составляющей в управлении муниципальными образовательными учреждениями, во-вторых, реально усилить влияние общественности на процессы, происходящие в области образования.

Таким образом, Совет образовательного округа представляет собой государственно-общественный орган самоуправления.

В качестве одного из приоритетных направлений работы Совета определено усиление влияния общественности на повышение качества образования, что невозможно вне привлечения Совета и его представителей к оцениванию деятельности ОУ и системы образования в целом.

Работа Советов образовательных округов явилась стимулом для развития государственно-общественного характера управления на уровне муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

Процесс расширения общественного участия в управлении образованием на муниципальном уровне имеет положительную динамику, происходит переход от понимания роли общественности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного общественного участия в управлении образованием, в т.ч. оценивании деятельности общеобразовательных учреждений. В связи с чем у общественных органов самоуправления появились новые управленческие полномочия:

а) определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения (предполагает оценку исходной ситуации, экспертизу концепции и программы развития);

б) повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, стимулирование труда его работников, контроль за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения (предполагает участие общественности в оценивании эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, определении критериев и принятии решения о стимулирующих выплатах педагогам и руководителям ОУ на основе оценки их деятельности);

в) содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса (предполагает участие общественности как в традиционных процедурах контроля и оценивания деятельности ОУ – лицензировании, аттестации, аккредитации, так и в инновационных – обсуждении публичного доклада, мониторинге общественного мнения, независимой общественной аттестации и т.п.;

г) контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда, включая обеспечение безопасности образовательного учреждения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся (представительство в экспертных комиссиях по лицензированию, общественное наблюдение за соблюдением ОУ условий, предусмотренных лицензией);

д) контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса, участие в рассмотрении конфликтных ситуаций в случаях, когда это необходимо.

На территории Красноярского края в апреле 2006 года в Советском районе города Красноярска создан муниципальный Совет по образованию. Деятельность Совета регламентируется Положением «О государственно-общественном управлении образованием в муниципальной системе образования, в общеобразовательных учреждениях Советского района города Красноярска» утвержденным Приказом Управление образования Администрация Советского района города Красноярска № 184-р от 09.04.2006 г. (см. Приложение).

Совет сформирован по процедуре многоступенчатых выборов представителей от Управляющих советов школ (их в районе 20), от других форм самоуправления образовательных учреждений, в которых управляющих советов не создано (8 школ, дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования).

От учеников2 человека

От родителей 2 человека

От руководителей 2 человека


От педагогов 2 человека


Кооптированные члены 4 человека

Члены городского совета родителей

Исполнительный директор БФПО

По должности 2 человека

Начальник РУО

Специалист РУО


СОСТАВ СОВЕТА


14 человек


Совет создан при управлении образованием муниципального района, а не при органах местного самоуправления (администрация и местный совет), т.е. не имеет статуса Совета при местном самоуправлении.

К полномочиям Совета отнесены:

- согласование муниципальной образовательной и молодежной политики, реализуемой управлением образования администрации Советского района города Красноярска;

- утверждение программы развития муниципальной системы образования Советского района;

- согласование кандидатур на замещение должности руководителя муниципального образовательного учреждения Советского района;

- согласование заявки на бюджетное финансирование системы образования Советского района;

- заслушивание и согласование ежегодного публичного отчета муниципальной системы образования Советского района;

- представление ежегодного публичного отчета муниципальной системы образования общественности;

- разработка мероприятий и программ создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования;

- организация и проведение общественного наблюдения, общественной экспертизы и общественной аккредитации образовательных учреждений в системе образования Советского района, обеспечение участия представителей общественности в процедурах аттестации и лицензирования образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров Советского района;

- утверждение Положения «О порядке премирования руководителей образовательных учреждений Советского района города Красноярска», утверждение состава государственно-общественной комиссии по реализации Положения «О порядке премирования руководителей образовательных учреждений Советского района города Красноярска»;

- разработка проектов управленческих решений по вопросам компетенции управления образования администрации Советского района, представление их на общественное обсуждение и внесение в качестве предложений в управление образования администрации Советского района.

Другие формы общественного участия в управлении на региональном и муниципальном уровне

Попечительские советы различного уровня (от попечительских советов школ, до региональных Союзов попечителей (как, например в Бурятии) на сегодняшний день являются наиболее выраженной формой гражданского участия в управлении образованием. Попечительские советы могут выступать в качестве одного из экспертных институтов, проводящих аттестацию. Самым существенным риском участия попечительских советов в аттестации представляются сложности в организации диалога профессионалов в области образования и «непрофессиональной» общественности.

Вообще говоря, организационно-правовая форма попечительского совета муниципального округа может быть различной: АНО, общественная организация, некоммерческое партнёрство без образования юридического лица.

По сути, попечительский совет муниципального округа может выступать заказчиком на рынке образовательных программ, а также инициаторами яазвитие форм общественного участия в управлении образованием, развития института внешней экспертизы и мониторинга системы образования.

В Тамбовской области на муниципальном уровне создано 5 попечительских советов. На сегодняшний день получает оформление такая форма участия общественности как Ассоциация попечительских советов. Ассоциация создается при муниципальном органе управления образованием, имеющем права юридического лица, в целях развития государственно-общественных форм управления в сфере образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения развития образования в районе для целевого использования финансовых и материальных ресурсов, оказания методической помощи попечительским советам образовательных учреждений.

Ассоциации занимается в числе прочего содействием внедрению инноваций в подведомственных образовательных учреждениях, проведению экспертной оценки инновационной деятельности; организацией проведением независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников по заявкам образовательных учреждений;

Среди прав Ассоциации:

— контроль финансово-хозяйственной деятельности попечительских советов образовательных учреждений по просьбе (заявлению) руководства образовательного учреждения, органа управления образованием в части использования целевых финансовых средств фонда развития образования образовательных учреждений, организации аудиторской проверки;

— заслушивание руководства органа управления образованием, образовательных учреждений по рациональному использованию бюджетных и внебюджетных финансовых средств на нужды образования, о перспективах развития образования в регионе, о ходе и итогах реализации региональной программы развития образования, соблюдения финансовой дисциплины в учреждениях образования, выполнения программ (подпрограмм) развития образования, участником которых является фонд развития образования;

— заслушивание ежегодного отчета руководства органа управления образованием о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях региона;

Законы о попечительской деятельности были приняты еще в ряде регионов, например, в Республике Саха (Якутия) (Принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 З N 614-III).

В Законе раскрываются понятие попечительской деятельности, ее цели, задачи и принципы, возможные формы. Закон регламентирует отношения между попечителем и получателем попечительской поддержки. Закон содержит статьи, посвященные попечительскому совету, а также их объединениям (ассоциациям и союзам). Ст. 13 Закон предусматривает гарантии и обеспечение защиты прав и законных интересов участников попечительской деятельности, а также меры по поддержке и развитию попечительской деятельности, включающие не только предоставление льгот, но и делегирование полномочий в виде включения отдельных попечителей в состав коллегиальных органов, аттестационных комиссий в социальной сфере Республики Саха (Якутия) на всех уровнях.

В Красноярском крае разработана и внедряется такая модель государственно-общественного взаимодействия и управления в образовании на муниципальном уровне как «некоммерческая попечительская организация». Будучи создана работодателями (их объединениями на муниципальной территории), она на условиях партнерства и совместности управляется представителями работодателей, представителями органов местного самоуправления (глава администрации, депутаты местного совета), представителями муниципального органа управления образованием и представителями участников образовательного процесса (представители родителей, педагогов, директоров школ), избранными от образовательных учреждений на муниципальных конференциях. То есть управление выстроено в ней как государственно-общественное.

Деятельность фонда была направлена, прежде всего, на создание социальной инфраструктуры проектируемого нового муниципального социально-образовательного пространства теперь уже для всех образовательных учреждений района. Такая деятельность, с другой стороны, означает прямое участие фонда в процессах социального развития территории района, что не могло остаться не замеченным местной властью. Последняя, в лице фонда и системы социально активного образования, получила реального партнера в деле управления социальным и культурным развитием вверенной территории. Учитывая этот социальный эффект, как перспективу, управление образования изначально фонд проектировало как организационно-правовую форму социального партнерства общественности, бизнеса и местной власти: представители всех этих секторов на выборной общественностью основе вошли в коллегиальные надзорные и управленческие структуры – попечительский совет и правление фонда.

Попечительский совет и правление такой муниципального масштаба организации представляет собой собрание представителей депутатов и муниципальных ведомств (образование, культура, спорт, молодежная работа и т.п. – межведомственный совет администрации) с представителями общественности – работодателей и участников образовательного процесса в муниципальной системе образования. В этих органах происходит согласование планов и программ местного самоуправления в сферах образования, культуры, спорта и молодежной политики с общественными потребностями и возможностями общественности поддержать выполнение согласованных и совместных планов и программ ресурсно и деятельностно.

Органы местного самоуправления

Если в местном сообществе уже сформировалось территориальное общественное самоуправление, возможен сценарий поддержки или даже инициации территориальным общественным самоуправлением процессов социальной активизации в местном образовании. Если территориальное общественное самоуправление еще не создано, возможен другой сценарий – завершением развития социальной активности школы может стать инициация формирования территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, с которыми школа будет в дальнейшем выстраивать партнерские отношения, как в вопросах образования, так и в вопросах организации социальной обучающей практики для учеников школы: совместные акции по благоустройству территории, создание рабочих мест для учеников и многое другое. Процессы становления территориального общественного самоуправления и социально активной школы могут идти также и параллельно, взаимно поддерживая и ресурсно обогащая друг друга.

При любом из выбранных сценариев развития в результате школа становится не просто открытой системой, школа становится единым с сообществом социально-образовательным пространством или социальной системой «школа – сообщество». Цели, задачи и содержание деятельности территориального общественного самоуправления и социально активной школы взаимно перекрываются. Для территориального общественного самоуправления участие в изменении содержания и качества образования, в том числе и внедрение в образовательную практику технологии социально активной школы - это вопрос воспроизводства и развития самого территориального общественного самоуправления в местном сообществе, системы территориального общественного самоуправления в российском обществе. Участие территориального общественного самоуправления и, в его лице местного сообщества, в делах образования и в управлении общественно востребованными изменениями в содержании и в качестве образования – это то, что, собственно, только и можно назвать попечительством общества об образовании, институционально закрепленном в виде государственно-общественного управления учреждением образования и общественно-государственного управления социальным развитием в открытой социально-образовательной среде «школа – сообщество» на условиях социального партнерства на местном уровне.

Учредителем муниципальных образовательных учреждений выступает орган местного самоуправления. Потенциально он и должен заниматься контролем деятельности учрежденных институций. Однако, анализ практики взаимодействия ОУ и его учредителя показывает, что, чаще всего, оно сводится к решению материальных и финансовых проблем и не затрагивает вопросов образовательного процесса, соблюдения прав ребенка и т.п.

С этой точки зрения позитивным выглядит опыт Санкт-Петербурга, где в действующие структуры самоуправления образовательного учреждения по согласованию с коллективами ОУ включают представителей учредителя.

Органы самоуправления общеобразовательного учреждения (на примере управляющих и попечительских советов)

Органы школьного самоуправления, создаваемые на основаниях федерального закона «Об образовании», когда порядок их создания и правовая компетенция определены уставом образовательного учреждения, являются, скорее всего, государственно-общественными органами. Закон не закрывает также возможностей для формирования и общественно-государственных органов, создаваемых не по инициативе учредителя или назначенной им администрации школы, а, например, по инициативе родителей, педагогического профессионального сообщества и других общественных субъектов. И в том, и в другом случае создаются они в соответствии с нормой, определяемой ст.35 федерального закона «Об образовании»:

«Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения. 2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения… 5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения».

Законодатель определил несколько органов государственно-общественного самоуправления в государственном или муниципальном учреждении образования: «совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет», но не исключил «и другие формы» такие, как школьный управляющий совет (УС).

УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ

Школьные управляющие советы рассматриваются как органы общественно-государственного управления.

Становление деятельности управляющих советов осуществляется в проектном режиме. Так, во Владимирской области в октябре, ноябре 2006 на базе ВИПКРО прошли семинары, в которых приняли участие рабочие команды территорий области. Семинары были посвящены общим вопросам организации Управляющих советов и разработке конкретных планов создания УС в базовых школах проекта в пилотных территориях области. Согласно принятой схеме, в каждой пилотной территории выбраны базовые ОУ для апробации модели управляющих советов. К ноябрю 2007 года в каждой из базовых школ будет сформирован УС. Оставшееся время (апрель-декабрь 2008 г.) должно стать фазой активной подготовки создания УС, причем конкретные планы работы строятся на трех уровнях: региональном, муниципальном и школьном. Пилотными регионами по внедрению управляющих советов общеобразовательного учреждения как коллегиальных органов, имеющих управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения, также являются республика Карелия и Красноярский край.

Дело становления школьных Управляющих советов требует подготовки управляющих и членов советов. За основу обучения во многих регионах взяты основные модели обучения по программам «Подготовки общественных управляющих для работы в Управляющем совете общеобразовательного учреждения»[3].

Южное окружное управление образования на базе подведомственных 44 общеобразовательных учреждений отрабатывает модели государственно-общественного управления образовательным учреждением в форме Управляющего совета в рамках Федерального эксперимента.

В рамках проводимого эксперимента управляющим советам представлены полномочия:

- по согласованию школьного компонента базисного учебного плана образовательного учреждения и профилей обучения на 3 ступени;

- утверждения программы развития образовательного учреждения;

- установления режимов занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;

- решение о введении в период учебного процесса единой форменной одежды для обучающихся, административного и преподавательского состава;

- рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия педагогического и административного персонала общеобразовательного учреждения;

- утверждение ежегодного публичного отчета о деятельности общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового годов и их представления общественности и учредителю;

- содействие в привлечении общеобразовательным учреждением средств из внебюджетных источников;

- участие в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения;

- рассмотрение вопросов создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Промежуточные результаты проводимого эксперимента показали, что управляющий совет – реальная помощь директору общеобразовательного учреждения во всех позитивных начинаниях и осуществлению внутри школьного контроля.

Вместе с тем, были выявлены и определенные недостатки:

- слабые знания членами управляющего совета нормативных правовых документов в области образования;

- нежелание органов местного самоуправления осуществлять взаимодействие с управляющими советами общеобразовательных учреждений, прислушиваться к их мнению, советам и требованиям.

Управляющие советы во всех регионах при переходе к нормативно-подушевому финансированию ООУ и новой системе оплаты труда педагогов и руководителей ОУ включаются в процедуру распределения стимулирующей части ФОТ. Более того, необходимость гласного, этичного, объективного оценивания деятельности педагогов активизировала создание в школах управляющих советов. Так, в Белгородской области после принятия постановления правительства от 30.11.2006г. № 236-пп «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Белгородской области на основе нормативно-подушевого финансирования» в декабре 2006г. – январе 2007г. управляющие советы были созданы в 42 школах Старооскольской территории. Приказом управления образования и науки области от 1.12.2006г. №157 «Об утверждении Примерного положения об управляющем совете общеобразовательного учреждения» утверждено Примерное положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения. В соответствие с ним были внесены изменения в уставы общеобразовательных учреждений, подготовлены локальные акты, регулирующие деятельность управляющих советов (положение «Об управляющих советах», положение «О выборах в управляющий совет», положение «О кооптации в члены управляющего совета школы»). К 2009 г. функционирование управляющих советов планируется во всех ООУ области. Кроме нормативно-правовых актов деятельность управляющих советов поддерживается инструктивно-методическими материалами (Методическое письмо от 16.11.2006г. № 04-4367 «О распределении полномочий в сфере деятельности между руководителем общеобразовательного учреждения, председателем управляющего совета, председателем попечительского совета»)

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» устанавливает норму о необходимости создания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательных учреждений, что в определенной мере обеспечивает возможности для участия общественных институтов в контроле за соответствием определенной части финансово-хозяйственной деятельности учреждений принципам государственной политики в области образования.

Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, определяет, что попечительский совет общеобразовательного учреждения является формой самоуправления общеобразовательного учреждения. В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения.

Попечительские советы образовательных учреждений, наряду с иными органами управления образовательным учреждением, обеспечивающими государственно-общественный характер управления образовательным учреждением вправе осуществлять выдвижение учителей на получение денежного поощрения, (См.: правила проведения конкурса на получение денежного вознаграждения лучших учителей), выдвижение учреждений на участие в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы).

Попечительские советы могут выступать в качестве одного из экспертных институтов при определении размера стимулирующих выплат педагогам. Тот факт, что попечительские советы сформированы во многих школах, позволяет обсуждать такую возможность как ближайшую перспективу. Самым существенным риском при этом представляются сложности в организации диалога профессионалов в области образования и «непрофессиональной» общественности.

Практика функционирования попечительских советов показывает, что в очень многих случаях они ограничивают сферу своего влияния лишь материальным обеспечением образовательного процесса, даже не пытаясь обсуждать с профессионалами его содержание. Выработка содержательных ориентиров в оценке эффективности образования, сформулированных общественными институтами (а не самим образовательным сообществом) – первоочередная задача в деятельности попечительских советов. Очевидно, что решение ее более вероятно в случае приглашения к сотрудничеству специалистов в сфере образования различных профилей (экономики образования, управления образованием, юридических аспектов управления школой и т.д.).

В г.Москве более чем в 50% общеобразовательных учреждениях созданы попечительские советы, которые, в рамках своих полномочий участвуют в разработке программ развития материальной и учебной базы общеобразовательных учреждений, планировании дополнительного образования учащихся, организации внешкольной работы, культурного и оздоровительного отдыха детей, стимулировании деятельности педагогического состава и учащихся, распределяя привлеченные денежные средства.

Вообще говоря, организационно-правовая форма попечительского совета ОУ может быть различной в зависимости от возлагаемых на него задач. Так, в 2005-2006гг. в ряде образовательных учреждений Белгородской области появились попечительские советы с функциями соуправления. Примером служит НОУ «Белогорский класс», учредителем которого является ООО Компания «Эфко».

Попечительский совет, создаваемый как общественное объединение, по сути, выполняет функции содействия, контроля и опеки. В негосударственных образовательных учреждениях попечительский совет по поручению учредителя учреждения определяет схему внутреннего управления образовательного учреждения, процедуру назначения или выборов руководителя учреждения и его правомочия.

Попечительский совет, создаваемый как Автономная некоммерческая организация или фонд, по сути, является партнером ОУ, занимается развитием форм общественного участия в управлении образованием внутри ОУ; формированием заказа на дополнительные образовательные программы в ОУ, экспертизой стратегий развития ОУ, разработкой и обеспечением реализации значимых для ОУ проектов; привлечением дополнительных ресурсов в ОУ для реализации инновационных образовательных программ; развитие материально-технической базы ОУ.

Таблица 7.

Организационно-правовая форма Попечительского Совета исследованных учреждений

без образования юридического лица

Красноярский край 10%

Карелия 92%

Якутия 93%

Ярославская область 65%

Тамбовская область 100%


отдельное юридическое лицо

Автономная НКО

Красноярский край 15,6%

Якутия 4%


Некоммерческое партнерство

Красноярский край 11,7%

Якутия 2%


Фонд

Красноярский край 78,3%

Карелия 8%


Ассоциация

Якутия 1%


Инициатива создания попечительского Совета в большинстве случаев исходит от администрации школы. Также инициативу проявляют органы управления образованием, реже – родители, предприниматели, администрация Муниципального образования. В Якутии и Тамбовской области у попечительских советов отмечается сразу несколько инициаторов.

Таблица 8.

Инициатива создания попечительского Совета исходила от:

Администрации школы

Красноярский край 43,5% Карелия 96% Якутия 71,6% Ярославская область 50% Тамбовская область 100%


Орган управления образованием

Красноярский край 46,7% Якутия 36,2%

Ярославская область 20% Тамбовская область 60%


Родительская общественность

Красноярский край 3% Карелия 4% Якутия 8,7%

Ярославская область 30% Тамбовская область 70%


Иное (работодатели, коммерческие организации и местное самоуправление)

Красноярский край 6,8%

Якутия 6,7%


Организации родительской общественности (Советы родителей, родительские комитеты и т.п.) различного уровня

Организации родительской общественности функционируют как на региональном и муниципальном уровне, так и непосредственно в образовательных учреждениях. Так, например, в системе образования города Москвы созданы и действуют Городской и окружные советы родительской общественности, руководители которых входят в состав коллегий Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования.

Созданы и действуют советы родительской общественности по видам общеобразовательных учреждений, которые активно сотрудничают со структурными подразделениями Департамента образования. Мнения представителей окружных советов и советов родительской общественности по видам общеобразовательных советов учитывается при рассмотрении вопросов об установлении надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам руководителям общеобразовательных учреждений, определенных п.5, ст.15 Закона города Москвы «О развитии образования в городе Москве».

Родительская общественность активно участвует в обсуждении и оценке городских и окружных программ развития образования. Их представители в обязательном порядке приглашаются на заседания Правительства Москвы по вопросам образования.

На протяжении 2 лет (2005-2006гг) для активов представителей родительской общественности постоянно действуют (ежемесячно) городской и окружные лектории, на которых до родителей доводятся нормативные правовые акты в области образования, информация о перспективах развития столичного образования, организации воспитательной работы.

Председатели активов родительской общественности образовательных учреждений входят в составы советов образовательных учреждений и педагогических советов с правом голоса при принятии решений.

Важно отметить также следующее обстоятельство. Вовлечение в процессы местной самоорганизации родительской общественности через школу включает и более сильную мотивационную сферу, связанную именно с личной и общественной родительской позицией. Создание комфортной социальной среды для своего ребенка и его детского окружения часто более значимая потребность, чем создание комфортной среды в своем подъезде, доме, дворе для себя и своих соседей. Во всяком случае, включение этого сильного и дополнительного для целей местной самоорганизации мотивационного ресурса наиболее быстро достигается именно через социально активную школу. При этом важно учитывать, что родители учеников местной школы, во-первых, составляют до 10-15% от населения местного сообщества, во-вторых, включены различным образом в разнообразные местные и внешние для местного сообщества социальные и профессиональные группы, в социальные институты, в органы местного самоуправления и государственной власти, в негосударственную экономику и некоммерческий сектор. Это также перспективный и существенный ресурс местной самоорганизации и территориального общественного самоуправления.

В Тамбовской области в 2004 году на областном родительском собрании принята резолюция о создании постоянно действующего органа родительского самоуправления – областного родительского совета из представителей муниципальных родительских комитетов, в свою очередь объединяющих председателей родительских комитетов общеобразовательных учреждений. Разработано Положение об областном родительском совете. Ежегодно утверждаются планы его работы.

В Ярославской области в декабре 2005 г. создана и действует региональная общественная организация «Родительский комитет». ЯРОО «Родительский комитет» является добровольным объединением представителей родительских комитетов образовательных учреждений Ярославской области, а также других заинтересованных в проблеме образования и воспитания подрастающего поколения граждан РФ. ЯРОО «Родительский комитет» создает филиалы, представительства, отделения в муниципальных округах Ярославской области, реализующие обозначенные в уставе цели и задачи деятельности под контролем Совета ЯРОО «Родительский комитет» (в настоящее время в ЯРОО входит 8 филиалов, зарегистрированных в г. Ярославле, г. Рыбинске, г. Тутаеве, г. Переславле-Залесском, Некрасовском, Ярославском, Угличском, Ростовском муниципальных районах).

Главными целями ЯРОО «Родительский комитет» являются координация деятельности и управление совместными проектами родительских комитетов ОУ Ярославской области, создание объединений и совместная деятельность родителей, учащихся и педагогов, направленная на решение актуальных вопросов современного образования.

Основными видами деятельности ЯРОО «Родительский комитет» являются:

· создание условий для объединения представителей родительских комитетов Ярославского региона и других граждан РФ, заинтересованных в проблеме образования и воспитания подрастающего поколения;

· проведение семинаров, конференций и других акций по обмену опытом в решении актуальных вопросов современного образования и воспитания, включая мероприятия по общественной экспертизе инициатив и проектов;

· создание и реализация эффективных программ деятельности систем самоуправления ОУ, родительских комитетов и школьных советов;

· развитие интеграции деятельности ОУ с другими общественными и государственными структурами и организациями, тиражирование современных форм социальной активности, включая профориентационные акции для обучающихся, профилактические и предупреждающие асоциальные поведение и привычки мероприятия;

· содействие реализации Программы развития образования Ярославской области.

Основные функции объединения:

· вовлекать представителей родительских комитетов и других заинтересованных лиц в образовательную и воспитательную деятельность ОУ;

· осуществлять просветительскую деятельность, проводить обучающие акции с родительскими коллективами Ярославской области;

· разрабатывать и реализовывать проекты, решающие актуальные вопросы современного образования и воспитания, содействующие реализации Программы Развития образования Ярославской области;

· проводить общественную экспертизу инициатив и проектов в области образования и воспитания;

· привлекать внимание общественности к проблемам образования и воспитания.

ЯРОО «Родительский комитет» инициировала (через свои филиалы) проведение районных родительских собраний, актуализирующих внимание общественности на ключевых проблемах развития воспитательного потенциала учреждений, информированности родителей о результатах образовательного процесса, становления государственно-общественного управления СОШ. Весной 2006 года ЯРОО «Родительский комитет» принимала участие в экспертизе материалов в рамках Национального проекта «Образование».

Участие родительской общественности на всех уровнях управления образованием позволяет всесторонне оценить деятельность органов управления, своевременно принять меры к обеспечению запросов граждан в предоставлении доступного качественного образования.

Отмечая расширение участия общественности в управлении образованием и, в частности, в оценивании деятельности ООУ, нельзя не обозначить следующее: несмотря на инициируемые органами управления образованием мероприятия по данным анализа конкурсной документации (конкурс школ ПНПО) в большинстве регионов сделан вывод, что по критериям взаимодействия с местным сообществом и общественными институтами, максимальных баллов школы не набирают. Как отмечают сотрудники Томского государственного университета, по многим показателям видно, что деятельность попечительского совета или другого школьного совета носит формальный характер. Ключевой вопрос самоопределения профессионального педагогического сообщества – как в этой ситуации поступать: продолжать номинально работать с гражданами, а фактически не допускать их в процесс, или преобразовывать ситуацию в сфере общественных институтов, выращивая для себя сильных партнеров в области образовательной политики. Здесь появляются две диаметрально противоположные позиции.

1 – позиция ожидания естественного появления. «Идея красивая. Но гражданского заказа нет, родители сами не знают что хотят. Как их включать в процедуру распределения заработной платы? Когда появятся институты, заказ, тогда и будем думать» (директор школы №4, г.Томск, Зятнин В.И.)

2 – позиция инициации и выращивания. «Сейчас уже нет альтернативы, оставаться нам в образовании закрытыми или открытыми. Необходимо открываться. Инновационному сообществу надо брать на себя посредническую функцию между государственными и общественными институтами» (Прозументова Г.Н., эксперт ПНПО).

В связи с последним высказыванием приведем краткий «перечень мотиваций», подтвердивших свою действенность на практике:

Школьной уровень

Влияние на образовательную программу;

Улучшение условий обучения детей;

Влияние на кадровую политику в школе.

Муниципальный уровень

Представление преференций при распределении муниципального заказа;

Электоральная поддержка;

Инновационные образовательные программы.

Региональный уровень

Предоставление льгот;

Влияние на образовательную политику;

Повышение инновационной привлекательности региона за счет инноваций.

Что касается нормативной базы деятельности рассмотренных организаций с общественным участием, то существующие нормативные правовые акты в большинстве своем обеспечивают лишь возможность участия общественных институтов в экспертизе образовательной деятельности, не придавая таком участию характер обязательного, при этом акты, в наибольшей степени обеспечивающие такого рода участие, в основном имеют подзаконный характер. Федеральное законодательство нуждается в установлении статуса, прав и обязанностей различного рода организаций, в том числе сочетающих государственную и общественную составляющую, саморегулируемых организаций, применительно к сфере образования, а также в определении термина общественной экспертизы в образовании.

Таким образом, анализируя сложившийся опыт в части расширения общественного участия в управлении образованием в области, можно выделить причины, осложняющие формирование системы государственно-общественного управления образованием:

· отсутствие полноценной нормативно-правовой базы,

· недостаточная заинтересованность самих представителей общественности,

· отсутствие реальных властных полномочий у данных органов,

· отсутствие необходимых правовых, экономических и управленческих знаний у членов органов государственно-общественного управления образованием,

· отсутствие системы подготовки и обучения членов органов государственно-общественного управления образованием.

Сдерживающими факторами перехода к государственно-общественному управлению являются отсутствие конкретных технологий взаимодействия органов управления образованием с общественностью и отсутствие в связи с этим у многих руководителей образования опыта такого взаимодействия.

[1] Употребление слова «государственно-общественный» в данном случае и далее не указывает на организационно-правовую форму, а означает, во-первых, включение в состав, как представителей государства, так и общественности, их совместную деятельность на общественных началах, а во-вторых, превалирование государственной составляющей (именно поэтому слово «государственный» предшествует слову «общественный»).

Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного управления:

• совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;

• процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

• делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

Статья 2 федерального закона «Об образовании» декларирует: «государственная политика в области образования основывается», в частности, на принципе «государственно-общественного характера управления образованием». Однако практическая реализация заявленного законом принципа до сегодняшнего дня сдерживается, с одной стороны, разнообразием представлений и мнений о содержании данного принципа, с другой стороны, отсутствием в законодательстве РФ специальных юридических норм для организационно-правового оформления этого принципа в образовательной практике.

Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в Российской Федерации (статья 7 данного Федерального закона устанавливает организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения) создание объединений в форме государственно-общественных объединений действующим законодательством не предусмотрено. Не предусмотрено создание государственно-общественной системы в какой-либо сфере деятельности также Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

[2] В соответствии с Приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 644 от 29.10.2002 созданы пять образовательных округов (Волховский, Северо-Западный, Юго-Западный, Южный, Свирский), в которые вошли первоначально 29 муниципальных образований, а в связи с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» их количество сократилось до 18-ти с 1 января 2006 года. Образовательный округ строится на основе интеграции муниципальных образовательных систем, с целью повышения качества образования и развития государственно-общественных форм управления и отвечающая особенностям и задачам социально-экономического, культурного развития входящих в его состав муниципальных образований. Основными принципами формирования образовательных округов являются: территориальный, обеспечивающий эффективное взаимодействие муниципальных систем образования на основе единого территориального пространства; коммуникативный, учитывающий наличие и перспективу развития транспортных связей внутри округа; экономический, учитывающий особенности сферы производства на территории муниципальных образований в составе округа, их экономические связи и перспективы развития.

[3] Образовательная программа обучения общественных управляющих для работы в школьных Управляющих советах/ Сост.А.М Моисеев, руководитель проекта А.А.Пинский.- М.: Рособразование: Государственный университет-Высшая школа экономики: АНО «СТАТУС», 2005.- 92с.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф