Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Аналитический отчет о практике общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений. 2. Общее и особенное в региональной практике участия общественности в оценива­нии деятельности общеобразовательных учреждений. 2.1.1. Процедуры оценивания деятельности общеобразовательных учреждений: назначение, содержание, нормативно-правовое и организационное обеспечение участия общественности

2.1.1. Процедуры оценивания деятельности общеобразовательных учреждений: назначение, содержание, нормативно-правовое и организационное обеспечение участия общественности

Лицензирование, аттестация и аккредитация ОУ

Лицензирование образовательной деятельности на территории субъектов РФ осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 796.

Процедура лицензирования образовательных учреждений рассматривается как действенный механизм управления образованием через создание в регионе единой системы оценки условий деятельности образовательных учреждений. Главный характер работы экспертных комиссий при лицензионной экспертизе образовательных учреждений всех типов и видов в контексте государственно – общественного управления системой образования характеризуется привлечением в их состав специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, а также представителей научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений.

Лицензионная экспертиза - установление соответствия условий осуществления образовательного процесса:

· учебно-методическое оснащение учебного процесса;

· соответствие образовательного ценза педагогических работников, укомплектованность штатов;

· соответствие государственным и местным требованиям в части строительных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

До принятия Федерального закона Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» во всех субъектах РФ региональные органы управления образованием при организации и проведении процедур лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений руководствовались ст. 33 Закона РФ «Об образовании». Она, в частности, предусматривала проведение аттестации образовательных учреждений с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности, а также определяла цели, принципы и содержание аттестации. В настоящее время в соответствие с вышеназванным Законом к компетенции Российской Федерации в области образования отнесено лишь установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений (Статья 28, п. 11). Слово «аттестация» исключено из текста данного пункта, т.е. прерогатива определения ее порядка более не принадлежит исключительно федеральному уровню управления образованием.

Поскольку, ранее у субъектов федерации отсутствовала компетенция в части касающейся регламентирования процесса проведения аттестации образовательных учреждений, на данный момент времени существует единственный прецедент, связанный с принятием закона субъекта федерации, регулирующего лицензирование и аттестацию образовательных учреждений – Закон Корякского автономного округа от 19 марта 1998 года № 38-03 «О лицензировании и аттестации образовательных учреждений в Корякском автономной округе», устанавливающий правовые и организационные основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений в Корякском автономном округе. Учитывая то, что согласно статье 76 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов федерации должны издаваться в соответствии с федеральными законами и установление порядка аттестации является полномочием федерации, указанный закон Корякского автономного округа должен быть признан недействующим, так как субъект федерации не обладает полномочием на установление правовых основ аттестации образовательных учреждений. Однако, в связи с изменениями, внесенными в Закон РФ «Об образовании» разработка Законов, аналогичных корякскому в части процедуры аттестации становится не только возможной, но и необходимой.

В силу вышесказанного законы субъектов Российской Федерации, в части, касающейся аттестации образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, до настоящего времени, как правило, ограничивались закреплением полномочий по проведению аттестации в установленном федеральными нормативными правовыми актами порядке. Такие полномочия закреплялись либо за органом исполнительной власти субъекта федерации в целом, либо за конкретными органами управления образованием в системе органов исполнительной власти. Второй вариант (закрепление полномочий за конкретными органами управления образованием в системе органов исполнительной власти) более приемлем с точки зрения распределения компетенции, так как не требует принятия на уровне субъектов особых актов, разграничивающих компетенцию между различными органами внутри администраций субъектов федерации.

Таким образом, до настоящего времени региональные органы управления образованием организовывали подготовку и проведение процедуры аттестации согласно Положению об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327. В соответствии с п. 7 Положения для аттестации образовательного учреждения создавалась аттестационная комиссия, в состав которой, как правило, включались «представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении».

В комиссиях по аттестации муниципальных общеобразовательных учреждений при выполнении обучающимися специализированных тестовых и контрольных заданий работали специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и учителя школ.

Эти комиссии по данным органов управления образованием отличались достаточно высоким уровнем профессиональной и педагогической компетентности. Например, в Омской области из 150 специалистов – экспертов, участвовавших в аттестации муниципальных учреждений различных типов и видов в 2005 – 2006 учебном году: 41% – это руководители образовательных учреждений или их структурных подразделений; 75% – имеют высшую квалификационную категорию; 34% имеют почетные звания. Средний возраст специалистов – 49 лет. Средний стаж работы в образовательных учреждениях – 25 лет. Высшее профессиональное образование имеет – 98% специалистов, 2% – среднее профессиональное.

В большинстве регионов к аттестации привлекаются методисты учреждений повышения квалификации работников образования (их функции в регионах часто выполняют институты развития образования), что обеспечивает дополнительные возможности для корректировки проблем организации и содержания общего образования, проблем в исполнении требований государственных стандартов и обеспечении качества подготовки выпускников.

В то же время, необходимо признать, что в состав комиссий не всегда включаются представители профессиональных общественных организаций и объединений. Региональные органы управления образованием чаще всего ссылаются на то, что указанное выше «Положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» не предусматривает обязательность их привлечения. Второй значимой причиной, по-видимому, является непроработанность организационно-методических основ участия общественных организаций и объединений в процедуре аттестации. Вместе взятое это ведет к тому, что опыт привлечения представителей общественных организаций в состав комиссий не получает дальнейшего развития.

Еще реже в состав комиссий входят непрофессионалы. Последнее, по-видимому, до настоящего времени было достаточно обосновано, т.к. аттестация проводилась по критериям, оценивание которых, с одной стороны, требовало высокого уровня профессионализма, а с другой, существовавший уровень формализации критериев практически не приводил к двойственности оценок:

- условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являлись положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации;

- учреждения образования в целях аттестации представляли в обязательном порядке: заявление, копию устава, копию лицензии, учебный план образовательного учреждения, гарантийное письмо об оплате проведения аттестации, данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет. Дополнительно ООУ имело право представить другие документы, отражающие специфику его образовательной деятельности;

- при аттестации образовательного учреждения устанавливались:

1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников, полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Положительный итог (заключение по итогам) государственной аттестации является юридическим основанием для последующей государственной аккредитации образовательных учреждений (п.18 Статьи 33 Закона РФ «Об образовании»).

Таким образом, процедура аттестации образовательных учреждений - промежуточный этап при создании и регламентации деятельности государственного учреждения (между процедурами его лицензирования и аккредитации). Существовавшее Положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 достаточно полно и подробно регулировало процесс ее проведения, придавая аттестации образовательных учреждений формальный характер, то есть аттестация образовательного учреждения проводилась в пределах ограниченных возможностями исследования представленных документов. При этом формальный характер процедуры аттестации фактически обеспечивал контроль не за содержанием и качеством реально осуществляемого образовательного процесса, а за формой и соответствием установленным требованиям подаваемых на аттестацию документов.

Существовавшая процедура аттестации создавала некоторые предпосылки для участия в ней представителей общественности, поскольку «Положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» предусматривало возможность, но не обязательность их привлечения. Несмотря на то, что форма и процедура проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определялись органом (службой), осуществляющим аттестацию, участие общественности в ней чаще всего ограничивалось специалистами из других ОУ. В то же время в ряде регионов, обязательность участия общественности закреплена на нормативно-правовом и организационно-методическом уровне.

Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях эффективной реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием принят Закон «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (принят 16 октября 2006 г., вступает в силу 16 апреля 2007г.). В данном Законе закреплено, что объектами общественного наблюдения являются:

1) процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена;

2) процедуры лицензирования образовательных учреждений;

3) процедуры аттестации образовательных учреждений;

4) процедуры аттестации администраций образовательных учреждений;

5) деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий автономного округа и муниципальных образований автономного округа;

6) процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся муниципальных образовательных учреждений и образовательных учреждений автономного округа.

Лицензирование и аттестация общеобразовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа, проходят с обязательным участием представителей общественности. В регионе практикуются такие формы участия общественности в лицензировании и аттестации образовательных учреждений как представительство в экспертных комиссиях по лицензированию и аттестации и общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями условий, предусмотренных лицензией.

В ряде случаев законы субъектов федерации устанавливают обязательность привлечение представителей общественности к проведению аттестации и право на создание специальных служб по разработке и реализации научно-методических основ аттестации (Так, например, Закон Волгоградской области от 21 сентября 1999 года № 311-ОД «Об образовании» в пункте 12 статьи 5 закрепляет норму проведения аттестации образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной аттестационной службой по заявлению учреждения с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности, Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области» от № 12 июля 2001 года № 1641-282 в статье 23 относит к компетенции органа управления образованием, помимо проведения аттестации образовательных учреждений и педагогов, создание аттестационных и экспертно-диагностических служб в целях разработки и реализации научно-методических основ аттестации выпускников, педагогов и образовательных учреждений (пункт 15) и другие акты).

Вместе с тем субъекты федерации в рамках своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты более низкого в отличие от законов в иерархии правовых актов порядка – приказы, распоряжения и т.д., издаваемые, как правило, непосредственно органами управления образованием, обладающими правом на принятие такого рода актов, связанных с регулированием конкретного порядка проведения аттестации образовательных учреждений и педагогов.

Выделим среди них нормативные акты, имеющие отношение к участию в рассматриваемых процедурах общественности и устанавливающие показатели и формы оценивания. К ним, прежде всего, относятся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации, осуществления и проведения каких – либо конкретных процедур, связанных с проведением аттестации, включая сроки, порядок подачи документов, состав подаваемого образовательными учреждениями на аттестацию пакета документов, назначение ответственных должностных лиц и органов, отвечающих за конкретные участки работы, сроки издания приказа о проведении аттестации, процедуры, предшествующие аттестации (например, самообследование образовательного учреждения) и т.д. Вторую группу составляют акты, устанавливающие статус, порядок работы состав образуемых субъектами федерации органов, участвующих в проведении аттестации образовательных учреждений и педагогов. Они также могут отражать статус представителей общественности и общественных организаций – участников (наблюдателей, экспертов) рассматриваемых процедур.

В большинстве регионов (см. таблицу 1) в настоящее время обязательное включение общественности в экспертные комиссии по лицензированию и аттестации рассматривается как перспективная задача.

Ее решение в связи с рассмотренными изменениями в Законе РФ «Об образовании» в части процедуры аттестации и участия в ней общественности входит в компетенцию субъектов федерации. Здесь велик риск того, что региональные органы управления образованием пойдут по отработанной схеме (см. Положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327). Наиболее консервативными при этом, естественно, окажутся регионы в которых слабо развиты общественные инициативы и инновационная активность в сфере образования. В то же время регионы, ориентированные на развитие образования, получат необходимую для них свободу действий.

Таблица 1.

Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием[1]

Так, в Белгородской области с 1 сентября 2006 года лицензирование и аттестация общеобразовательных учреждений проводится с привлечением общественности. В 2006 году в проведении плановых процедур лицензирования и аттестации в 79 учреждениях образования (11%) принимали участие представители советов школ, родительских комитетов. В состав экспертных комиссий включаются представители профсоюзов. При лицензировании образовательных учреждений привлекаются представители управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области, управления внутренних дел Белгородской области, управления по технологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области, управления культуры, управления внутренних дел области.

В Краснодарском крае требование обязательного участия в процедурах лицензирования и аттестации общеобразовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием (родители, представители общественности и т.п.), введено с января 2007 года. Ежегодно процедуру лицензирования проходит около 345, а процедуру аттестации около 255 общеобразовательных учреждений. Всего этой процедуре подвергается около 600 учреждений. Две трети из них проходят обе процедуры в одном и том же году. Следовательно, ежегодно около 400 учреждений смогут пройти указанные процедуры с участием представителей общественности. Это составляет 30% от общего количества общеобразовательных учреждений края. Таким образом, к 2009 году все 100% общеобразовательных учреждений пройдут лицензирование и аттестацию с участием представителей общественности.

Возросла роль общественных организаций в проведении лицензирования и аттестации общеобразовательных учреждений в г.Москве. С 2003 года в Городской службе лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся созданы и действуют Общественные советы. В состав общественных советов входят представители ВУЗов города, преподаватели - победители Всероссийских и городских педагогических конкурсов, члены советов педагогической общественных организаций и родительской общественности.

При проведении лицензирования и аттестации в состав комиссий включаются до 30% специалистов, не являющихся работниками системы Департамента образования города Москвы. В обязательном порядке при лицензировании общеобразовательного учреждения учитывается мнение актива родительской общественности в вопросах соблюдения санитарных и гигиенических норм и правил, охраны здоровья обучающихся и воспитанников. При проведении аттестации общеобразовательного учреждения учитываются результаты обучающихся на всероссийских и городских конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, проводимых при широком участии независимых экспертов и общественности.

Повышение роли общественных институтов в проведении лицензирования и аттестации общеобразовательных учреждений, позволяет обеспечить прозрачность оценки качества образования, минимизировать риски недобросовестной и пристрастной оценки деятельности образовательного учреждения на основе независимой экспертизы.

Сложившаяся и развивающаяся система участия общественности в управлении образованием позволяет обеспечить открытость и прозрачность функционирования всех структур управления образованием, что позволит сформировать новые подходы к оценке эффективности деятельности, как отдельного общеобразовательного учреждения, так и всей системы образования города Москвы.

Наиболее соответствующей идее развития образования является двухуровневая аттестация (на минимальные требования и на оценку качества, со встроенными механизмами стимулирования качественно работающих школ). Опыт такой аттестации существует в Новгородской, Белгородской области и др. пилотных регионах эксперимента по введению новой системы оплаты труда работников образования. Такая оценка становится более прозрачной и надежной, если она проводится с участием общественности, но она также накладывает свои требования на разработку системы критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений.

Аттестация руководящих и педагогических кадров ОУ

Процедура аттестации руководящих и педагогических кадров наряду с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативно-правовыми актами органов управления образованием различного уровня нормируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ). ТК РФ является основным документом, регулирующим трудовые отношения работников и работодателей, в том числе педагогических работников. Он упоминает об аттестации работников в статье 81, в которой устанавливается норма о том, что при расторжении трудового договора с работником по причине недостаточной квалификации последнего, указанная недостаточность квалификации должны быть подтверждена результатами аттестации. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Следует учесть то, что согласно буквальной редакции статьи 82 ТК РФ, при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, что обеспечивает возможности для участия представителей профессиональных союзов в сфере образования при принятии решений о, могущих привести к увольнению педагогов.

К сожалению, недостатком ТК РФ является то, что в главе 52, посвященной регулированию вопросов труда педагогических работников ссылка на возможность проведения аттестации в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора распространяется только на научно – педагогических работников высших учебных заведений (ст.332). Указанный недостаток лишает систему регулирования аттестации в ТК РФ должного уровня законченности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, N 3266-1 с изменениями содержит несколько принципиально важных положений, определяющих правовые основы аттестации руководителей образовательных учреждений и педагогов. К указанным положениям в частности относятся следующие:

- директор, заведующий, или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения, осуществляющие непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением должны пройти аттестацию (п.3. Статьи 35);

- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием является компетенцией Российской Федерации (Статья 28).

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно - квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий закрепляется в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

В указанном положении, определяющем единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого, важнейшее значение имеют следующие моменты:

- целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий;

- основными задачами аттестации являются стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможностей для повышения уровня оплаты труда;

- основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам;

- квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет;

- контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные ведомственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и соответствующие профсоюзные органы;

- установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации не допускается;

- до утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями различного уровня:

- центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;

- главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, - для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;

- муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;

- аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

При аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия любого уровня формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций.

Поскольку установление порядка аттестации образовательных учреждений и педагогических работников, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является компетенцией Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, в части, касающейся аттестации педагогических и руководящих работников системы образования, ограничиваются закреплением полномочий по проведению аттестации в установленном федеральными нормативными правовыми актами порядке. Полномочия по аттестации руководящих и педагогических кадров по аналогии с полномочиями по аттестации ОУ закрепляются либо за органом исполнительной власти субъекта федерации в целом, либо за конкретными органами управления образованием в системе органов исполнительной власти.

Тем не менее, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием могут участвовать в контроле за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников (п.1.7 вышеуказанного приказа, регламентирующего прядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников). Для этого они издают нормативные акты, имеющие отношение к участию в рассматриваемых процедурах общественности и устанавливающие показатели и формы оценивания. Например, Распоряжение комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 7 ноября 2005 года № 787-р «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» утверждает Положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого. Формами проведения экспертизы (аттестации) согласно приложению являются:

для педагогических работников: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности, экзамен;

для руководителей (директора, начальника, заведующего) учреждений образования: экзамен, собеседование;

для заместителей руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждений образования, для руководителей структурного подразделения учреждений образования: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен.

Кроме того, органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, федеральными ведомственными органами управления образованием осуществлять присвоение квалификационных категорий (п.3.2.).

Согласно п.6. вышеуказанного приказа Министерства образования Российской Федерации, регламентирующего порядок аттестации образовательных учреждений, до создания государственной аттестационной службы аттестация образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, либо по их поручению или доверенности органами местного самоуправления, либо государственными аттестационными службами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, процедура аттестации руководящих и педагогических работников, также как и процедура аттестации образовательных учреждений, предусмотренная вышеприведенными нормативными правовыми актами, обеспечивала строго формализованный характер и контроль скорее не за реальными результатами профессиональной деятельности того или иного педагога или руководящего работника, а за набором документов, определяющих статус и заслуги того или иного работника, совокупностью формальных показателей его деятельности и соответствием их неким установленным требованиям. Кроме этого, указанными нормативными актами в полной мере не обеспечиваюлись гарантии соблюдения объективности при принятии решений в отношении конкретных аттестуемых.

Важнейшая черта существовавшей модели аттестации - это централизованный и единый для всех субъектов РФ порядок аттестации кадров. Федеральным Положением на проведение аттестации отводилось два месяца. По утверждению психологов, сдача всего одного экзамена вызывает серьезный стресс. Именно поэтому в большинстве случаев отрицательное отношение складывалось не к результату аттестации, а к самим процедурам, в ходе которых подчас ущемлялись законные права и интересы педагогов. То, что проблема носит острый характер, говорят и результаты социологических исследований. Так, 40% опрошенных учителей отметили, что трудность заключается в «произвольности аттестации». В настоящее время разработка процедуры аттестации отнесена к компетенции субъектов РФ, что накладывает на них требования, учесть при разработке региональных регламентов все недостатки существовавшей процедуры и использовать аттестацию как инструмент развития образовательного учреждения и профессионального роста его руководителей и педагогов.

Интересы развития образования, построения его с учетом требований учредителя, социальных партнеров-заказчиков и потребителей образовательных услуг, предполагают необходимость включения в процесс проведения аттестации образовательных учреждений, руководящих и педагогических кадров представителей общественности, общественных организаций и объединений, органов самоуправления образовательных учреждений, представителей учредителя и др. с установлением обязанности учитывать предъявляемые ими требования при вынесении решений по результатам аттестации. При этом характер и содержание общественного участия предопределяется субъектом, осуществляющим проведение аттестации.

Содержание требований общественных институтов к аттестации образовательных учреждений и педагогов должно определяться исходя из принципов образовательной политики, установленных статьей 2 Закона РФ «Об образовании», в частности, принципов гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единства федерального культурного образовательного пространства, защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и т.д.

На основании вышесказанного предложения по изменению нормативных правовых актов, регулирующих проведение аттестации образовательных учреждений и педагогов должно предполагать следующее:

- все нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения аттестации образовательных учреждений и педагогов должны содержать положения об обязательном участии в процедуре их проведения представителей общественности и общественных организаций, в том числе не обладающих правами юридического лица, что будет обеспечивать государственно-общественный характер процесса аттестации;

- проведение процедур аттестации образовательных учреждений и педагогов без участия такого рода институтов должно автоматически признаваться недействительным, не порождающим правовых последствий;

- нормативные правовые акты должны содержать цели и определять основные принципы участия общественности в аттестации образовательных учреждений и педагогов;

- нормативные правовые акты должны содержать примерный перечень общественных институтов, могущих участвовать в процедурах аттестации образовательных учреждений и педагогов;

- нормативные правовые акты должны расширить перечень предъявляемых образовательным учреждениям и педагогам требований, в части касающейся обязательного наличия планов развития образовательных учреждений,

- нормативные правовые акты должны исключать формальный характер аттестации, основывающийся исключительно на исследованиях представленных документов, что требует введения новых форм процедуры проведения аттестации, включающей публичное обсуждение (публичную защиту аттестуемым учреждением программы развития) отчетов, планов развития, результатов деятельности учреждения в предшествующий аттестации период с участием представителей общественных институтов;

- нормативные правовые акты должны формировать единую систему аттестации образовательных учреждений и единую систему аттестации педагогов, основанную на равенстве участников.

Что касается форм участия представителей общественности в аттестации образовательных учреждений, то они разнообразны: от присутствия в образовательном учреждении и наблюдения за процессом до работы общественного эксперта по собственной программе. В настоящее время идет профессиональное обсуждение данных моделей. Основными формами участия общественности в процедуре лицензирования являются представительство в экспертных комиссиях по и общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями условий, предусмотренных лицензией на протяжении периода ее действия. Аккредитация образовательных учреждений в настоящее время проходит преимущественно с включением в состав комиссии представителей профессиональной общественности, что необходимо признать оправданным в связи с характером процедуры. Последнее не исключает возможности присутствия представителей общественности – непрофессионалов в качестве наблюдателей, если таковое будет предусмотрено законодательно.

Общественная аттестация и аккредитация образовательных учреждений

Активное участие родителей в различных социологических опросах и анкетировании сегодня используется ОУ и органами управления образования в организации общественной аттестации образовательных учреждений. Формы организации участия родителей в процедурах аттестации образовательных учреждений, учета рекламаций родителей по качеству предоставляемых школами образовательных услуг позволяют говорить о формировании основы для новых – договорных отношениях между школой и семьей, родителями учащихся на реализацию сформированных образовательных потребностей, т.е. о формировании основы для общественного заказа на качество образовательных результатов и качество условий организации образовательного процесса.

Так, Программа развития образования Ярославской области предусматривает разработку и реализацию процедуры общественной аккредитации учреждений образования. Данная задача в Программе представлена как составляющая комплекса мер, включающего в себя:

· развитие попечительских советов

· создание и реализация проекта «Повышение культуры потребителей образовательных услуг» для родителей и родительской общественности;

· работу по формированию общественного мнения о повышении значимости общественных механизмов управления качеством образования;

· создание региональной службы социологических исследований в области образования;

· разработку и реализацию проекта социального партнерства региональной системы образования “PR в образовании”

· использование опыта негосударственных образовательных учреждений области по взаимодействию с социальными партнерами.

Анализ представленного комплекса мер показывает их взаимосвязь: успешное решение каждой из задач является условием и ресурсом решения других задач.

В то же время аттестацию, основанную на изучении общественного мнения институтами управления образованием в полной мере считать общественной нельзя. Для этого она должна проводиться независимыми экспертами.

Кроме государственной аккредитации в соответствии с пунктом 25 статьи 33 образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. По-видимому, в связи с этим и в силу неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране, отсутствия признания их оценки в системе образования, такая добровольная аккредитация пока слабо востребована. Однако под влиянием мероприятий по повышению открытости системы образования, в связи с введением публичных отчетов руководителей ОУ об их деятельности, общественной экспертизы инновационных образовательных программ и деятельности учителей в рамках ПНПО, весомость такой аккредитации может и должна возрасти.

Введение процедуры публичных отчетов с размещением докладов руководителей образовательных учреждений в сети Интернет создает условия и для проведения общественной аттестации, построения общественного рейтинга общеобразовательных учреждений территории. Причем, такие рейтинги могут строиться не только как комплексная оценка деятельности ОУ, но включать в себя оценку различных направлений его работы: развитие внутришкольного дополнительного образования, участие ОУ в различных конкурсах, олимпиадах, результаты ЕГЭ, квалификация учителей и т.д.

Общественное наблюдение при проведении ЕГЭ

Институт общественных наблюдателей на едином государственном экзамене нормативно был закреплен уже в начале эксперимента по его введению. Соответствующие документы регионального уровня разрабатывались по мере включения субъектов РФ в эксперимент.

Так, года Белгородская область вступила в эксперимент по проведению единого государственного экзамена с 2003. В качестве общественных наблюдателей за три года проведения ЕГЭ выступили свыше 20 представителей общественных организаций и СМИ, которые охватили 22% пунктов приема экзамена.

В Архангельской области «Положение о системе общественного наблюдения (контроля) за проведением ЕГЭ в Архангельской области» введено приказом департамента образования и науки администрации области от 06.04.2004г. №365. Документ определяет порядок аккредитации, права и обязанности общественного наблюдателя при проведении ЕГЭ.

В соответствии с Положением о системе общественного наблюдения (контроля) за проведением единого государственного экзамена в Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации области от 24.04.2006 № 84-а, общественные наблюдатели, пройдя процедуру аккредитации в департаменте образования Администрации Ярославской области, имеют право присутствовать в пунктах проведения экзамена. Среди общественных наблюдателей – родители, представители прессы, общественных организаций.

В Краснодарском крае в 2006 г на 208 ППЭ приходились 135 общественных наблюдателей. В 2007г на 186 ППЭ - 560 общественных наблюдателей, т.е. по 3 на каждый ППЭ. В 2008 г на 186 ППЭ планируется 1480 наблюдателей, т.е. по 8 человек на каждый ППЭ. В 2009 г на 186 ППЭ планируется 2232 наблюдателя, т.е. по 12 человек на каждый ППЭ, или практически по 1 наблюдателю на каждую аудиторию (15 выпускников).

Однако понимание необходимости общественного наблюдения за проведением ЕГЭ в регионах различно. Если в большинстве регионов считают достаточным одного наблюдателя на ППЭ, то в Краснодарском крае, например, стремятся, чтобы наблюдатель был в каждой аудитории на 15 выпускников (Таблица 2).

Таблица 2.

Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ[2]

Кроме этого результаты работы общеобразовательных учреждений в части достижений учащихся в едином государственном экзамене становится достоянием общественности, что влияет на общественное мнение о той или иной школе, создает возможности для общественного рейтингования ОУ по открытым данным..

Например, ежегодно с момента участия области в ЕГЭ (2003 г.) публикуется сборник «Результаты единого государственного экзамена в Ярославской области», который получают руководители муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, методические службы.

В сборнике представлена статистическая и аналитическая информация по всем предметам ЕГЭ: данные по Ярославской области в сравнении с показателями по России, результаты ЕГЭ (средний балл, справляемость, успешность) по каждому предмету, индивидуальные достижения учащихся. Результаты ЕГЭ представляются также на сайте департамента образования Администрации Ярославской области.

Общественная экспертиза (на примере конкурсов в рамках ПНПО)

Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» стала мощным стимулом развития института общественной оценки деятельности ООУ и педагогов. В связи с этим данный прецедент рассмотрен отдельно (см. раздел 2.2.) .

Публичный доклад

Во всех регионах, выбранных для проведения анализа развивается практика публичной отчетности в сфере общего образования. Как правило, не реже одного раза в год общественность информируется о состоянии дел и результатах функционирования и развития сферы общего образования и образовательных учреждений путем подготовки и распространения (публикации в средствах массовой информации, включая сеть Интернет) особого документа – публичного доклада. Ежегодные публичные доклады общеобразовательных учреждений представляются на открытых конференциях (собраниях) педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и / или общешкольных ученических собраниях и / или конференциях (собраниях) родительской общественности, а также, как правило, размещаются на официальном веб-сайте общеобразовательного учреждения и в открытой печати и /или публикуются отдельным изданием тиражом, достаточным для ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.

Прообразами публичных отчетов ОУ стали отчеты муниципальных и региональных органов управления образованием по различным направлениям деятельности, введенные ранее и закрепленные нормативно-правлвыми актами. Например:

- Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 года № 25 в статье 11 («Московская целевая городская программа развития образования») определяет, что Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы отчет о ходе реализации Московской целевой городской программы развития образования.

- Закон республики Тыва «Об образовании» в статье 2 устанавливает норму о том, что отчет Правительства Республики Тыва о ходе реализации Республиканской целевой программы развития образования ежегодно представляется Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва и публикуется в печати.

- Закон республики Северная Осетия –Алания «Об образовании» от 23 августа 2000 года № 17-РЗ в пункте 2 статьи 32 относит к компетенции образовательного учреждения предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Аналогичная норма содержится более чем в пятидесяти процентов законов «Об образовании» субъектов Российской Федерации.

- Закон Кабардино-Балкарской республики «Об образовании» от 22 июля 1994 года 4-РФ в пункте 4 статьи 1 закрепляет норму о том, что отчет о ходе реализации республиканской программы развития образования ежегодно представляется Парламенту Кабардино-Балкарской Республики.

- Целевая республиканская программа развития образования в Чувашской республике на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением кабинета Министров Чувашской республики от 14 июня 2005 года № 144 в пункте 3.2. в качестве мероприятия содержит указание на необходимость создания условий для распространения механизмов и форм публичной отчетности, развитие независимых форм аудита деятельности образовательных учреждений

В настоящее время развитие практики публикации докладов руководителей ОУ планируется практически во всех регионах РФ (Таблица 3)

Таблица 3.

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности

Анализ таблицы позволяет говорить о стремлении регионов развивать практику публичных докладов. Для этого в настоящее время готовятся соответствующие нормативно-правовые и инструктивные документы.

Например, на сентябрь-октябрь 2007 г. намечена разработка приказа департамента образования Архангельской области «Об утверждении Порядка подготовки и представления в СМИ публичных отчетов органов управления образованием и отчетов образовательных учреждений». Документом будет определен Порядок подготовки и представления в СМИ публичных отчетов и отчетов образовательных учреждений, их форма и примерное содержание. Введение приказа в действие намечено на 01.01.2008г

В последние годы в Белгородской области принимаются меры по обеспечению открытости образования как государственно-общественной системы, в том числе через ежегодные публикации о различных сферах деятельности образовательных учреждений: образовательной, финансовой, инновационном развитии.

Около 20% общеобразовательных учреждений имеют опубликованные в средствах массовой информации, в сети Интернет публичные отчеты об образовательной деятельности учреждений, в том числе финансово - хозяйственной. Так, в Алексеевской территории в 2006 году свыше 30% общеобразовательных учреждений опубликовали свои отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности: в районной газете – 4 общеобразовательных учреждения, на сайте школы – 8 общеобразовательных учреждений, на районной конференции представило отчет 1 общеобразовательное учреждение.

Приказ управления образования и науки области «Об утверждении Примерного положения о публичном докладе общеобразовательного учреждения», который утверждает определяет систему мер, обеспечивающих информационную открытость и прозрачность основных результатов деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения введен в действие в мае 2007г.

В 2006 году Тверской регион принял участие в проекте Национального фонда переподготовки кадров «Реформа системы образования», включавшем подготовку и представление публичных докладов о состоянии и результатах деятельности региональной и муниципальных систем образования, публичных отчетов школ.

В 2005-2006 г. в республике Карелия проведена работа по подготовке открытых докладов на региональном, муниципальном и школьном уровнях:

- подготовлен и опубликован открытый доклад о состоянии результатах деятельности системы образования Республики Карелия в период 2002-2005 гг. (Издано Карельским фондом развития образования при участии НФПК)

- подготовлены доклады двух муниципальных органов местного самоуправления: г. Петрозаводска и г. Костомукши

В 2006 г создан консультативный пункт по открытым докладам школы – Петровская школа.

23-24 ноября 2006 года проведен республиканский семинар по опыту общественного участия в управлении образованием. Среди решений семинара:

- создание консультативных пунктов по распространению опыта общественного участия в управлении образованием – управляющие советы.

- утверждение положений об открытом докладе школы

- утверждение концептуальных положений об общественной экспертизе результатов деятельности школы на основе открытого доклада.

В 2006 г. в рамках проектов НФПК в Московской области подготовлены публичные доклады о состоянии и результатах развития системы образования на региональном, муниципальном (6 муниципалитетов) и школьном уровне (6 школ). Осуществляется сопровождение подготовки публичных докладов школами-победителями конкурса национального проекта «Образование».

Своеобразным прообразом организации обсуждения публичного доклада можно считать открытые дебаты участников образовательного процесса, которые проводятся по инициативе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в образовательных учреждениях области начиная с 2003 года. Каждый субъект образования получил возможность всерьез обсудить проблемы отношений и содержания образования в конкретной школе, детском саду, учреждении дополнительного образования. Многие, казалось бы, известные педагогам и управленцам проблемы обрели совершенно новое звучание. Приведем лишь некоторые из них. Участниками дебатов обозначена важность толерантности образовательной среды, при отсутствии которой нарушается гармония взаимоотношений, общение педагога и детей приобретает признаки формального, становится возможным педагогическое и родительское насилие над ребенком. Именно тогда конфликты из школы переносятся в семью. Существенным сдерживающим фактором, мешающим открытости системы образования, является страх неуспеха, «саморазоблачения», обнаружения профессионально-личностной несостоятельности, страх педагога выглядеть плохо перед «начальством», родителями и учащимися. Все изложенное выше указывает на необходимость развития опыта партнерских взаимоотношений в общем образовании для становления социальной компетентности участников процесса.

Данная практика позволяет привлечь широкие слои общественности к независимой оценке качества образовательных услуг и способствуют формированию согласованного государственно-общественного заказа на образование.

Публичное доведение отчетов всех общеобразовательных учреждений о своей образовательной и финансовой деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации позволят всем органам государственно-общественного управления образованием активно влиять на плановое и всестороннее развитие образовательного учреждения и всей системы образования.

Распределение стимулирующих выплат

Идея разделения фонда оплаты труда (ФОТа) на базовую и стимулирующую части лежит в русле совершенствования современных рыночных механизмов мотивации сотрудников на достижение наилучших результатов. Единая тарифная сетка в системе образования не раз подвергалась критике, по крайней мере, по нескольким пунктам: эта система не ориентирована на результат, она уравнительна, т.к. в ней нет значительных различий по размеру заработной плате между категориями, имеет место «гонка за часами», поэтому учителя работают на износ, и, главное – в ней нет оценки работы учителя со стороны общественности. Именно привлечение общественности, например, через институты управляющих или попечительских советов, родительских организаций, органов местного самоуправления для оценки труда педагогов лежит в основе идеи разделения фонда оплата труда на две части.

Как показывает опыт регионов чрезвычайно важным в деле организации стимулирования и мотивации сотрудников школы является самоопределение органа общественного соуправления. Внутри самого общественного органа должно быть выработано ясное и четкое понимание того, что является принципиальным для поощрения. Ведь ресурсы, которые будут распределяться тем или иным образом, не безграничны. Все виды работ или деятельности не могут стать объектом стимулирования: придется делать нелегкий выбор. А без первоначального, причем согласованного определения приоритетов вряд ли получится принять ответственное решение о поддержке тех или иных направлений деятельности.

Цели могут быть установлены:

· Учредителем;

· Администрацией школы;

· Управляющим советом;

· Педагогическим коллективом школы;

· Органами школьного самоуправления;

· Коллегиально – через общественный диалог, посредством деловой игры или тренинга (наиболее продуктивный путь).

Практика показывает, что стимулирующую часть ФОТа лучше всего планировать исходя из модели распределенных центров принятия решений:

Различные субъекты и уровни управления должны участвовать в представлении педагогов или руководителей на те или иные премии или надбавки. Таким образом, обеспечивается широкое участие сотрудников, что снимает возможные осложнения и раздражения в коллективе.

Общественный орган согласовывает цели и задачи развития школы, разрабатывает критерии и требования к оценкам работы, принимает правила и процедуры представления на награждения, участвует в оценке деятельности представленных сотрудников согласно утверждённым на муниципальном уровне регламенту, порядку и критериям, утверждает значимость проектов и результаты премирования. Контроль общественного органа за всеми этапами премирования – делает процедуру максимально объективной.

Администрация имеет право предлагать программы развития, инициировать проекты в рамках «своей» части стимулирующего фонда.

Другую часть надбавок выдвигают структурные подразделения, органы школьного самоуправления.

Рассмотрение и утверждение уровня доплат и надбавок на основе утверждённых положения, критериев, порядка и регламента, ведёт управляющий совет и утверждает администрация школы.

Вопрос о том, какова может (или должна быть) разница в размере з/п между учителями в рамках одной школы, на сегодняшний день является дискуссионным. Наиболее распространена основанная на традициях советской школы уравнительная модель: разница в оплате труда у разных квалификационных категорий педагогов не должна быть принципиальной, т.к., в противном случае, будет порождать чувство несправедливости и зависти, а, следовательно, нездоровую атмосферу в коллективе.

Другая точка зрения, исходит из подходов, распространенных в коммерческом секторе: зарплата может различаться в два, три и более раз. Стоит отметить, что если общественный орган имеет солидный авторитет и сможет внятно всем разъяснить и убедить коллектив в необходимости того или иного подхода, то пусть утвердится порядок, за который он ратует. В конечном счете, важно, насколько будет работоспособен и вдохновлен учитель, в какой «одежке» он будет более результативен – с точки зрения поставленных целей и задач… Двигаться в сторону увеличения разницы в заработной плате необходимо, делать это надо постепенно, с учётом социальных последствий, но не растягивая этот переход на долгие годы.

Принципиальным моментом является то, что общественный орган распределяет средства. Он участвует и в разработке правил и положений, а также контролирует правильность прохождения процедуры. Утверждение же результатов распределения стимулирующей части ФОТ прерогатива директора ОУ.

Однако, существуют мнения, что сам общественный орган ничего не должен «распределять», потому что не должно быть никакого другого субъекта, принимающего решения относительно заработной платы, кроме администрации (иначе нарушится принцип единоначалия и возникнет ситуация двоевластия, что негативно скажется на управляемости организации в целом). Отметим, что в данном тезисе есть существенная подмена: выработка правил, критериев и процедур, а затем контроль разумеется должно быть в компетенции не только органов общественного управления, но и в зоне ответственности администрации ОУ и его учредителя. Более того, порядок и регламент распределения стимулирующей части ФОТ необходимо утверждать на уровне муниципалитета или региона, тем самым определяя компромисный вариант оценивания с учётом мнения административных структур.

Задача администраций школ, учредителя (органа местного самоуправления), общественных организаций, органов школьного самоуправления заключается в выявлении объективных показателей оценки деятельности педагогов, которые позволят эффективно распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда путём соотнесения ситуации с формализованными показателями. В этом случае принцип единоначалия не подвергается сомнению.

При распределении выплат необходимо учесть, что, что существуют два принципиально различных подхода к мотивации: инвестиции в будущее или премирование за прошлые заслуги. Разумеется, в действительности нет «чистых» типов школ – только инновационной или только классической «школы высоких академических достижений». В каждой школе есть (или может быть) и то и другое, но в разных пропорциях. Поэтому общественный орган совместно с администрацией, определяя специфику учебного заведения, должны найти разумный баланс – между инновационностью и консервацией работающей модели достижений – относительно своего случая. И только после этого формировать политику, критерии и коэффициенты в области стимулирования (кстати, не только экономического).

Если в традиционной тарифной сетке крупным недостатком считается привязка к учебным часам, из-за чего учителя в погоне за заработком работают на износ, то окладная система, как это показал опыт пилотных регионов (в т.ч. Тюмени), провоцирует гонку за учениками: чем больше учеников в классе, тем дороже стоит час учителя. Согласно действующему законодательству (Сан.ПиН) количество учащихся в классе ограничивается нормой в 25 человек, таким образом базовая часть оплаты труда становится фиксированной. Тем существенней становится скорейшее продвижение процедур и содержания деятельности общественности по распределению стимулирующей части оплаты труда

Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления. В нем обычно учитываются:

результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме ЕГЭ на 3-й ступени и других независимых внешних формах оценки качества обучения на 1-й и 2-й ступени;

результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;

физическое и психическое здоровье учащихся (по результатам мониторинга);

создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);

количество преступлений и административных правонарушений, совершенных учащимися образовательных учреждений;

количество обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до достижения ими 15-летнего возраста и не продолжающих обучение в других образовательных учреждениях или организациях;

участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия.

Как показывает практика основным участником обсуждения и принятия решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения является орган самоуправления (управляющий или попечительский совет).

Однако далеко не во всех территориях названные органы самоуправления наделены такими полномочиями. Так, по состоянию на 1 октября 2006 года в 1067 общеобразовательных учреждениях Краснодарского края (81,5%) действовали органы общественного управления (советы, попечительские советы). Однако они не были наделены правом распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, так как общеобразовательные учреждения финансировались в условиях единой тарифной сетки. При этом, они участвовали в распределении доплат, надбавок и единовременных стимулирующих выплат педагогическим работникам.

В связи с введением в Краснодарском крае с 1 января 2007 года новой системы оплаты труда работников общего образования началась работа по пересмотру структур государственно-общественного управления и их полномочий.

Предполагается в первом полугодии 2007 года в каждом общеобразовательном учреждении реорганизовать или создать совет (или управляющий совет), который будет обладать комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

В Москве во всех общеобразовательных учреждениях, согласно зарегистрированным уставам, созданы органы самоуправления обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательными учреждениями:

- советы образовательных учреждений – 100%;

- педагогические советы – 100% (в состав входят председатели комитета родительской общественности и ученического самоуправления образовательного учреждения с правом голоса);

- попечительские советы – 59,2 %;

- управляющие советы – 8,4%.

Вместе с тем, только в 57,2% общеобразовательных учреждениях органы самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда.

Современная ситуация и перспективы создания школьных органов самоуправления и наделения их полномочиями по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения отражены в таблице 4.


Таблица 4.

Доля ООУ, в которых согласно зарегистрированному Уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, обладающий полномочиями по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ


Распределение фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений – прерогатива муниципального уровня. Состояние и перспективы создания соответсвующих органов муниципального уровня и наделения их полномочиями по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения отражены в таблице 5.


Таблица 5.

Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений

В 2006 году в Краснодарском крае в каждом из 48 муниципальных образований действовали государственно-общественные органы управления (советы при муниципальных органах управления образованием). Они участвовали в решении стратегических вопросов развития муниципальной системы образования, в распределении доплат и надбавок, ранее устанавливаемых руководителям образовательных учреждений. В ходе реализации Региональный комплексный проект модернизации образования предполагается в 2007 году создать правовую региональную базу для централизации части фонда оплаты труда (фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений).

Согласование органами общественно-государственного управления образованием на муниципальном уровне Положения о порядке назначения выплат стимулирующего характера руководителям ОУ и Положения о порядке назначения выплат стимулирующего характера учителям позволяет общественности реально влиять на управление системой образования.


Рейтингование ООУ органами управления образованием по заказу общественных организаций

Опыт совместной деятельности общественности и органов управления образованием по рейтингованию ООУ представлен в Красноярском крае (Советский район г.Красноярска).

На данной территории создан Благотворительный фонд попечительства об образовании. Он и выступает заказчиком рейтинга. Отдел управления образованием занимается сбором необходимой информации и ее обработкой. Именно он проводит выработку процедур профессионально-общественного аудита образовательных учреждений с использованием системы интегральной рейтинговой оценки эффективности деятельности образовательных учреждений района. При этом основные показатели, по которым строится рейтинг обсуждаются совместно с заказчиком. Пример рейтинговой таблицы приведен ниже (табл. 6). Он дает представления о приоритетах в совместном оценивании общественностью и органами управления образованием деятельности ООУ. В настоящее время рассматривается вопрс включения в рейтинговую оценку абсолютных и относительных показателей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений с учетом как бюджетных, так и всех внебюджетных привлеченных финансовых и имущественных ресурсов.

[1] Таблица составлена по данным заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, проводимом в рамках Приоритетного национального проекта «Образование

[2]Таблица составлена по данным заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, проводимом в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» /1

[3] По состоянию на 1 октября 2006 года в 1067 общеобразовательных учреждениях (81,5%) действовали органы общественного управления (советы, попечительские советы). Однако они не были наделены правом распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, так как общеобразовательные учреждения финансировались в условиях единой тарифной сетки. При этом, они участвовали в распределении доплат, надбавок и единовременных стимулирующих выплат педагогическим работникам.

[4] Во всех общеобразовательных учреждениях созданы и действуют органы самоуправления, согласно уставу полномочиями по распределению средств стимулирования оплаты труда общеобразовательного учреждения в 2006 году наделены 2, т.е. 1, 5%.

[5] В 2006 году в Краснодарском крае в каждом из 48 муниципальных образований действовали государственно-общественные органы управления (советы при муниципальных органах управления образованием). Они участвовали в решении стратегических вопросов развития муниципальной системы образования, в распределении доплат и надбавок, ранее устанавливаемых руководителям образовательных учреждений.

 



 


 

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф