Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений».Аналитический отчет о практике общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.1. Результаты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

1. Результаты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений

В настоящее время в развитии образования в мире наблюдаются следующие тенденции:

- рост автономии школы, делегирование ей прав на распределение бюджета и управления ресурсами, в том числе кадровыми;

- включение общественности в управление школой;

- включение общественности в управление школьными системами на разных уровнях (муниципальный, региональный, национальный);

- пересмотр функций и способов работы школьной инспекции (resp. аттестации);

- учет материалов самооценки школ (self-evaluation), а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения;

- переход к оценке школ и учащихся по принципу шага развития (Value added – «добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.

Таким образом, отработка моделей участия общественности в оценке образовательной деятельности – одно из важнейших направлений развития современного образования.

К сегодняшнему дню образовательное пространство России оформилось как многообразное, позволяющее выстраивать вариативные траектории развития ребенка. Пространство такого рода не может эффективно управляться администрированием. Необходимо создание управленческой модели, которая обеспечивала бы как продуктивное функционирование, так и развитие системы образования.

При этом ресурс развития системы образования лежит за пределами системы образования (внутренний ресурс развития исчерпан, инновационные процессы достигли этапа, требующего институционализации, нормативно-правового оформления). Это серьезное основание для построения взаимодействия с внешними институтами, которые сами внутренней потребности не испытывают. Таким образом, перед инновационным образовательным сообществом, ведущим за собой процесс развития системы образования и испытывающим потребность во внешних (относительно образования) ресурсах, становится серьезная задача формирования связей с общественными институтами, самих общественных институтов.

Переход от понимания роли общественности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного общественного участия в управлении образованием, в т.ч. оценивании деятельности образовательных учреждений должен быть подкреплен обозначением соответствующих полномочий общественных институтов. Назрела необходимость рассматривать кадровые вопросы, содержание образования, проблемы бюджетного финансирования, образовательной политики в целом непосредственно с участием общественных институтов управления школой.

Как показала практика совместная деятельность государства и общества мотивирует педагогические коллективы школ на реализацию не только государственного образовательного стандарта, но и ориентирует содержание образования в школах на удовлетворение запросов потребителей, а, следовательно, на обеспечение необходимого качества образования. Введение различных форм участия общественности в оценке деятельности общеобразовательных учреждений позволяет школе стать более гибкой, открытой, ориентированной на удовлетворение потребностей основных заказчиков на образование. Это также способствовало формированию в социуме региона ценностей открытого гражданского общества.

Таким образом, схематически ожидаемые эффекты от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений можно изобразить следующим образом:

В процессе оценивания происходит выявление требований учредителя, социальных партнеров – заказчиков и потребителей образовательных услуг, что создает возможности для их учета при построении образовательного процесса. Обсуждение публичного доклада, образовательной программы, программы развития ОУ позволяет провести выработку и корректировку образовательной программы и плана работы школы. Повышение открытости школы ведет к росту доверия к ней, поддержки в социуме, развитию социального партнерства. Участие родителей в обсуждении проблем образования, конкретного учебного заведения ведет к распределение ответственности за судьбу ребёнка между родителями и школой. В то же время взятые перед общественностью обязателдьства ведут к росту ответственности ООУ. Все вместе взятое это служит повышению качества образования.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф