Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Реформирование средней общеобразовательной школы в Российской Федерации (1995-2004 годы)
Кривошеев В.Ф., Блинов В.И., Суколенов И.В.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с. - С.5-35)

1. Характеристика национальной системы общего образования России

В начале XXI века в Российской Федерации осуществляется переход к правовому государству, к демократическому обществу. В этих условиях к национальной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.

Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного бюджета РФ в 2000г. на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.

Рост различий в качестве получаемого общего образования происходил на фоне снижения среднего уровня. Снизилась, в частности, качество подготовки российских школьников по математике, традиционно считавшейся ранее одной из лучших в мире. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), проведенных в 1995 и 1999 годах в 38 странах. По результатам тестирования по математике школьников 7-х - 8-х классов Россия занимала места лишь в середине второй десятки, существенно уступая таким странам, как Япония, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Чехия. Аналогичные результаты были получены и при оценке качества подготовки по естественнонаучным предметам. По данным исследования, проведенного комиссией Европейского сообщества в 1995-1997 гг. (проверялись знания выпускников 2 тысяч российских школ), около половины российских школьников не осваивают половины содержания преподаваемых им разделов химии, физики и биологии. При этом следует отметить, что математика и естественнонаучные дисциплины отнесены международными экспертами к стратегическим областям знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность страны.

При этом в России наблюдался большой разброс результатов - чего нет в большинстве развитых стран, где результаты тестирования существенно не отличались от школы к школе. Это означает, что в настоящее время российские школы дают разный уровень и качество образования, т.е. предоставляют своим учащимся не одинаковые образовательные возможности. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную и массовую.

Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. Количество последних выросло с 7,2 тысячи в 1991 до 9,7 тысячи в 1997 г., а их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21% до 27%; только в лицеях и гимназиях численность обучающихся выросла за последние 10 лет в 11 раз - со 128 тысяч в 1991 г. до 1402 тысяч в 2000 г. В основном это школы в «богатых» регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают «дополнительные» услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения. В негосударственных школах, например, в среднем на одного учителя приходится менее 4 учащихся (по государственным школам этот показатель равен 12).

Массовая, не элитарная часть системы среднего общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности. Именно в этих школах учителя были поставлены на грань выживания, поэтому нельзя ожидать от них полной отдачи сил. Более того, во многих из сейчас преподавателей по тем или иным предметам.

Распад системы общего образования на элитарную и деградирующую массовую школу стимулировался реализацией в 90-е гг. либеральной модели образования, ориентацией на так называемое вариативное образование. Последняя проявилась и в значительном увеличении «многообразия» учебных пособий. Так, за 1995-2004 гг. количество наименований выпущенных учебников увеличилось с примерно 200 до почти 750. Эксперты констатируют в этой связи невысокий уровень многих из них, дезориентацию как преподавателей, так и учащихся в выборе учебных пособий, значительные различия в возможностях реального их выбора в разных регионах страны. Одновременно с дифференциацией в уровне и качестве общего образования возникает, таким образом, и дифференциация в содержании обязательных образовательных дисциплин, что размывает общее образовательное пространство страны.

Постепенно сокращается количество постоянных дошкольных образовательных учреждений. Если в 1995 г. их было – 37,1 тыс. в городе, 31,5 тыс. в сельской местности, то в 2000 г. – уже 29,6 тыс. в городе, а в сельской местности – 24,3 тыс. К 2004 г. их количество несколько увеличилось до 28,1 в городе и 23,1 в сельской местности.

Такая тенденция наблюдается и по общеобразовательным школам: 1995 г. – 68 312 школ, 2000 г. – 65930 школ, а в 2004 г. – 65000 школ.

Таким образом, государство «ушло» из образования, которое вступило в стадию самовыживания, абстрагируясь от реальных потребностей страны. Произошел разрыв в системе «государство-образование-общество».

Безусловно, система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней. Ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.

В федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. в разделе «Общее образование» ставилась задача введения Государственного образовательного стандарта общего образования, а также полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящий момент эта задача решена.

Однако с решением данной задачи, с учетом меняющихся требований к системе общего образования возникает ряд других проблем, требующих решения в ближайшие пять лет. Общемировой тенденцией изменений в области общего образования является переход на стандарты, построенные на компетентностной основе. Это означает, что учащиеся должны не только осваивать необходимый объем знаний, умений и навыков, но и овладевать способностями по использованию полученной в образовательном процессе информации. Поэтому вместе с переходом школ на разработанные государственные образовательные стандарты предстоит начать разработку стандартов II поколения.

В связи с этим возникает ряд более частных проблем:

- Отсутствуют в достаточной степени проработанная методология и новые психолого-педагогические основания для разработки проектов Государственных образовательных стандартов II поколения. Как следствие, пока не созданы адекватные новым стандартам примерные учебные планы и программы, их учебно-методическое обеспечение.

- Система повышения квалификации работников общего образования в ряде регионов достаточно быстро реагирует на потребности образовательных учреждений, на решение задач модернизации образования. Однако для успешного решения задачи введения стандартов нового поколения она достаточно консервативна, настроена лишь на воспроизводство утративших свою значимость образовательных технологий. Слабая преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования также в значительной степени ослабляет потенциал сети образовательных учреждений при переходе на новые стандарты.

- Устаревшее материально-техническое обеспечение не позволяет в должной мере решать задачи введения как существующих государственных образовательных стандартов, так и стандартов нового поколения. В особенности это касается таких учебных предметов как история, обществоведение, экономика и право.

В связи с тем, что реализуется идея реструктуризации и развития сети общеобразовательных учреждений, возникает ряд проблем, которые предстоит решить в 2006-2010 гг. В первую очередь это касается реорганизации методических служб, развития новых видов взаимодействия между учреждениями образования, расширения альтернативных форм получения образования. Особое внимание предстоит обратить на решение:

- проблемы взаимодействия учреждений общего образования с учреждениями дополнительного образования; с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; с учреждениями социальной сферы (культура, здравоохранение и пр.); с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами.

- проблемы разработки, апробации и внедрения новых интегрированных моделей общеобразовательных учреждений, чем уже занимается Институт общего образования МОиН РФ.

Обострение старых и возникновение новых проблем российской системы образования происходило на фоне постоянно возобновляемых попыток реформирования этой системы. Некоторые из них (децентрализация управления и вариативность образования) были реализованы и привели к существенному ухудшению ситуации. Другие (в частности, переход к финансированию общего образования по нормативу затрат на одного учащегося) не были реализованы из-за недостаточности бюджетного финансирования в целом и дифференциации в его объемах по регионам страны, значительно усилившейся в последние годы, в том числе в результате «успешной» реализации принципа децентрализации управления.

Очередной этап реформирования сферы общего образования предложен на основе «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» и разработанной на ее основе «Концепцией реформирования российского образования до 2010 года». Последняя была одобрена Правительством РФ в октябре 2001 года. Одним из основных принципов которой является увеличение «соучастия» населения в финансировании образовательных учреждений. Показатели, приводимые авторами указанных документов, позволяют рассчитать прогнозируемое на 2010 год - при реализации данного подхода - соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование. Согласно этим расчетам, расходы государственного бюджета составят порядка 60% от всех расходов на образование, средства населения - около 30% (при расходах работодателей - порядка 10%). Подобное соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование (60-40) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах со значительно более высоким уровнем доходов населения (и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре частных расходов работодателей и меценатов.

В Концепции также отмечается, что «образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства», а государство «восстановит свою ответственность и активную роль» в сфере образования. В документе, в частности, отмечается необходимость формулирования общенациональной образовательной политики, которая позволит достичь современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Она должна отражать общенациональные интересы в сфере образования и учитывать общие тенденции мирового развития.

При этом ведущая роль отводится решению проблем сложившихся в системе общего образования. «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».

Таким образом, в современных условиях российское образование (и общее в том числе) становится важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния России, благополучия каждого ее гражданина. Модернизация российского образования способствует консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодолевает этнонациональную напряженность, помогает гасить социальные конфликты, отстаивая приоритеты прав личности, равноправия национальных культур, конфессий, выступая против социального неравенства.

2. Цели, задачи и основные направления реформы общего среднего образования

2.1. Цели и задачи

Обеспечение конкурентоспособности России и высоких темпов экономического роста требует значительного увеличения эффективности социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг, в том числе, образовательных, повышение качества жизни.

Определяющими приоритетами государственной политики в сфере образования являются устойчивое и постоянное развитие системы Российского образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективными потребностями личности, общества и государства.

В связи с этим основной стратегической целью реформы общего образования является создание механизмов устойчивого развития общего образования, обеспечение ее соответствия современным требованиям, социально-экономическим потребностям России, запросам человека, общества и государства.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие приоритетные задачи, которые четко обозначены в Концепции модернизации российского образования:

В системе дошкольного образования это:

Во-первых, повышение доступности дошкольного образования для различных слоев населения;

Во-вторых, стимулирование развития сети новых форм и структур, осуществляющих дошкольное образование;

В-третьих, разработка и реализация системы мер, направленных на обеспечение преемственности дошкольного и начального звеньев образования;

В четвертых, совершенствование содержания дошкольного образовании в следующих направлениях: охрана здоровья и физическое развитие ребенка, усиление внимания воспитанию детей раннего возраста, оказание консультативно-практической помощи семье, сохранение, поддержка и формирование традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников и др.

В системе общего образования в первоочередном порядке должны решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

o На начальной ступени образования – построение новой личностно-ориентированной модели массовой начальной школы. С этой целью важно более широкое внедрение в практику школ России систем развивающего обучения.

o Проведение комплекса мероприятий, направленных на введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и базисного учебного плана, позволяющих учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений.

o Отработка системы профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

o Разработка преемственных программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, включенных в федеральные перечни учебных изданий, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий.

o Выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, поддержка олимпиадного движения.

o Сохранение и поддержка малокомплектных и малочисленных сельских школ и обеспечение условий для реализации программ дошкольного и общего образования.

o Создание единого информационного образовательного пространства для обеспечения равного доступа к информационным ресурсам государства.

o Повышение социального статуса педагога и его профессионального мастерства путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, подготовки соответствующей Программы «Школа без учителя – не школа» и т.п.

2.2. Основные направления и этапы

Основными направлениями и этапами реформирования на современном этапе являются:

· Структурная перестройка системы общего образования, которая предполагает значительную внутреннюю реконструкцию системы общего образования, отдельных ее звеньев и элементов с целью приведения этой системы в соответствие с запросами времени, придания ей гибкого, адаптивного характера, способности адекватного реагирования на современные и перспективные потребности развития страны, при постоянном научном сопровождении на всех этапах от разработки – до внедрения.

Структурная перестройка системы общего образования — существенный внутренний ресурс и одновременно фактор ее развития, ее перехода в новое качество. Ведущий принцип структурной перестройки системы общего образования — переход от отраслевого к региональному ее построению.

Ведущее направление — обеспечение соответствия спроса и предложений на «рынке» образовательных «товаров» и услуг.

Структурная перестройка системы общего образования направлена на решение следующих основных задач: создание многоукладной системы общего образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и общеобразовательных учреждений; целенаправленная ориентация системы общего образования на спрос — не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг; преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы общего образования; оптимизация сети общеобразовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов общеобразовательных учреждений, отвечающих актуальным и перспективным потребностям развития страны.

· Модернизация управления образованием. В настоящее время система управления общим образованием, отражая в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого: низкая целенаправленность и запаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления и др. В управленческой системе еще слабо представлена общественная составляющая, не сформированы механизмы управления развитием образования, инновационными образовательными процессами. К тому же управление во многом продолжает работать вслепую, не имея полноценного информационно-статистического обеспечения, в частности — в области экономики образования.

Между тем управление преобразованиями в системе общего образования предопределяет будущее самой образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача модернизации управления образованием, его опережающего развития является одной из генеральных задач на новом, очередном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

Таким образом, необходимо создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления общим образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей личности, многонационального российского государства.

В современных условиях основными направлениями реформирования системы управления общим образованием являются: четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их взаимодействия; переход от распорядительного к регулирующему управлению системой образования; развитие государственно-общественных форм управления образованием.

· Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования и создание условий для повышения качества общего образования. Общеобразовательная школа является базовым звеном реформирования (модернизации) образования. Достижение качества образования предполагает его ориентацию не только на усвоение школьниками определенного объема знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Современная школа должна формировать ключевые компетентности (систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося).

· Обновление содержание общего образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством. Данное направление предполагает решение следующих задач: доработка содержания и введение государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности, общества и государства, экспериментальная отработка нового содержания общего образования; продолжение введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и проведение в действие прозрачной и эффективной, независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; введение и отработка ЕГЭ и других форм контроля качества образования.

· Обеспечение системы общего образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом. Реализация данного направления предполагает: во-первых, повышение статуса учителя; во-вторых государственную поддержку и стимулирование труда педагогических и управленческих работников общего образования; в-третьих, повышение профессионализма педагогических кадров.

· Проблемы общего образования на селе. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2001г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в 2002-2003 гг. в регионах России, отличающихся социально-экономическими, географическими и демографическими условиями, проводится эксперимент по реструктуризации сети сельских школ.

Как известно, сельская школа сегодня является достаточно существенным сектором российского образования (67% от общего числа), из 68 тысяч российских школ - 46 тысяч сельские. В комплексе мер по реформированию и модернизации российского образования большое значение уделяется решению проблем сельской школы, которая была, есть и будет важной составляющей (определяющим фактором) образовательной системы и призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, духовно-нравственных ценностей, росту уникальности потенциала отечественной культуры.

В России сельская школа занимает особое место, прежде всего, благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, умеющего умело распоряжаться главным народным достоянием - землей. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным, интеллектуально-культурным центом села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума; отмечено отставание сельской школы от городской в решении приоритетных задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполнимым, если сельская школа из режима борьбы за выживание, в котором она повсеместно находится на протяжении ряда последних лет, перейдет в режим активного обновления созидательного продолжения лучших отечественных образовательных традиций. При этом, несмотря на тяжелое экономическое положение сельских школ, расходы образования в сельских школах в расчете на одного учащегося в среднем в 2,5-4 раза выше аналогичных расходов в городских школах. Расходы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации сильно дифференцированы: дифференциация расходов на одного обучающегося составляла в 2001 году - 14,5 раз (без учета региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг) и 7,5 раз с учетом региональных коэффициентов.

Таким образом, сельская школа испытывает значительные социально-экономические проблемы. Выпускники этих школ получают меньшие возможности, нежели в городских поселениях, в получении качественных образовательных услуг. Сложившаяся структура образования не отвечает ожиданиям и потребностям сельского населения, поскольку у родителей выражено стремление к получению полного среднего образования для детей, а в селе наибольшая доля образовательных учреждений приходится на начальную и основную школу. Так, если в городе средние (полные) школы составляют 84% от общего количества школ, то в сельских районах - только 47%. Велика доля основных школ - 25% ( в городских поселениях - только 7% от общего количества школ).

Уровень квалификации педагогических работников сельских школ несколько ниже, чем в городских поселениях. Так, высшее профессиональное образование имеют 70,8% учителей, среднее профессиональное - 28% ( в городских учреждениях образования - 83% и 16,7% соответственно). Что касается вариативности образования, то в подавляющем большинстве сельских школ, особенно малокомплектных, отсутствуют условия для освоения учащимися дополнительных образовательных программ, углубленного изучения отдельных предметов, профильного и компенсирующего обучения, что приводит к нарушению равного доступа к качественному образованию сельских детей, а следовательно, к ущемлению прав и интересов сельских жителей. На долю сельских школ приходится: школы с углубленным изучением предметов - 25%; гимназии - 6%; лицеи - 8% от общего количества.

В целом динамика изменений количества сельских школ незначительна. Так, за последние 10 лет их численность сократилась примерно на 2 тыс., что составляет около 5%. Количество проблемных малокомплектных школ за период 2000-2004гг. в ряде областей увеличилось до 5-10%. Наиболее сложное положение в школах с количеством обучаемых менее 15 человек. Сельские школы с наполняемостью 40 и более человек достаточно стабильны и в состоянии медленно развивать материально-техническую базу.

Вопрос реструктуризации сети сельских школ не может решаться только экономистами. Необходимо ориентироваться на повышение качества образования, сохранение социально-культурной роли села, изыскание внутренних резервов для совершенствования учебно-воспитательного процесса школьников. К числу внутренних резервов, по мнению специалистов, можно отнести: интеграция усилий образовательных и культурных учреждений; регионализация содержания образования, отражающая специфику сельского социума во всех его проявлениях (природном, трудовом, экологическом, этнокультурном и т.д.); профилизация обучения в старшем звене школы на основе внутренней дифференциации (посредством обучения профильных групп в рамках одного школьного класса); диалогизация учебно-воспитательного процесса (особенно эффективна в классах с малой наполняемостью), которая приводит к формированию у школьников навыков творческой деятельности, к индивидуализации учебно-воспитательного процесса; технологизация обучения (особые организационно-педагогические факторы, которые позитивно сказываются на ходе учебно-воспитательного процесса), что позволяет эффективно осуществлять дифференциацию обучения школьников; системная довузовская подготовка будущих учителей сельской школы, то должно обеспечить устойчивую мотивацию дальнейшего обучения профессиональной деятельности.

Главная цель эксперимента по реструктуризации сети школ в сельской местности - общенациональное реформирование сельской школы. Достижение такой масштабной цели требует обобщения опыта, создания формализованных методических рекомендаций по анализу ситуации и применению тех или иных моделей реструктуризации, претендующих на универсальность.

В целом можно констатировать, что регионы склонны развивать, а не сокращать имеющуюся сеть общеобразовательных учреждений в сельской местности, однако имеющаяся сеть нуждается в серьезной оптимизации. Ход эксперимента выявил ряд принципиальных проблем:

- территориально-административные межбюджетных отношений;

- границы решение недостаточное нормативно-правовое и юридическое оформление;

- неподготовленность части педагогических кадров и работников других социальных сфер к деятельности в новых условиях;

- недостаточность адресного материально-технического оснащения;

- недостаточное научно-методическое обеспечение эксперимента;

- недостаточное обеспечение организационно-коммуникативной среды, что приводит к недоверию к программе родительской и более широкой общественности.

В ходе исследования выявлены значительные серьезные недостатки, прежде всего, в освещении нормативно-правового обеспечения функционирования сельской школы, что, как известно, мешает эффективно управлять процессом ее развития, характеризует основные пути преодоления трудностей. Существующая нормативно-правовая база и реальная практика находится в противоречии, в связи с чем выделен ряд проблем, требующих оперативного рассмотрения:

- отсутствует важнейший, предусмотренный Федеральным законом «Об образовании», инструмент фиксации качества образования, что усугубляется слабой конкретизацией функций муниципальных органов;

- в стратегических документах: Федеральной программе развития образования в России на 2000-2005 гг., Концепции модернизации российского образования до 2010 года и других, вопросы организации образования на селе рассмотрены крайне слабо;

- до настоящего времени не отработана единая эффективная модель контроля за качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном, школьном уровнях;

- отсутствует обобщение и экспертиза реальной практики уровня образования в сельских общеобразовательных школах.

В целом становится понятно, что сложившаяся ситуация вызывает объективную тревогу всей нации и возникла не случайно, а формировалась последние десятилетия (что подтверждено многими историографическими исследованиями). Поэтому и решение проблем сельской школы должно быть многоуровневым, то есть решаться как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, а в качестве инструментария должно выступать социальное партнерство (общенациональное, отраслевое, образовательное).

· Усиление социальной направленности системы общего образования, что предполагает: введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании; принятие государственных мер по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством; налаживанием системы адресной поддержки учащихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей; развитие системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей общего образования; расширение доступности дошкольного образования.

· Научное обеспечение и сопровождение модернизации предполагает усиление влияния педагогической науки на ход и содержание реформирования общего образования. Любые крупномасштабные действия (в том числе реформаторские) на всех властных уровнях должны иметь научное сопровождение, опирающееся на методологические, историографические результаты изысканий (по своей сути проектировочные действия). Реальное рассмотрение и анализ всех действий в сфере образования, которые носили реформаторский и модернизирующий характер показывает отсутствие этого компонента, а реформа должна иметь: адекватности, предсказуемости, естественности, социальности.

· Важным аспектом реформирования должна стать интегративность образования, в результате которой будет принятие всего лучшего в национальных системах образования. Мировая педагогика только приступает к решению этой проблемы и учет ее составляющих, базирующихся на уроках истории, науки и культуры народов придаст реформированию более законченный и комплексный подход.

2.3. Соответствие международным программам (ЮНЕСКО – «Образование для всех»)

Модернизация общего образования в нашей стране по духу, целям и задачам тесно сопряжена с программой ЮНЕСКО «Образование для всех»

В 90-х годах право человека на образование было связано с проведением и реализацией решений Всемирной конференции по образованию (Джомтьен, 1990г.), на которой была принята Декларация и Основные направления деятельности. В рамках решений этой конференции ЮНЕСКО стала рассматривать свою программу ликвидации неграмотности под девизом «Образование для всех» и как необходимое условие для социально-экономического и культурного развития стран и регионов мира.

Сегодня Программа ЮНЕСКО «Образование для всех» поддерживает четыре главных направления:

«1. Создание такого образования, содержание и методы которого будут отвечать вашим социальным и культурным реалиям, вашему языковому наследию и вашему потенциалу эндогенного развития… Такое образование, однако, должно быть современным. В этой связи необходимо усилить уже с уровня начальной школы преподавание естественных наук…

2. Развитие базовых образовательных услуг, доступных для всех, включая и бедные слои, и неграмотных взрослых, и неохваченных школой детей… на основе стратегии, использующей не только формальное школьное обучение, но и альтернативные инициативы неформального сектора…

3. Предоставление всеобщего доступа к современным информационным технологиям с целью расширить охват базовым образованием, в первую очередь маргинальных и беднейших групп населения, а также для улучшения качества обучения в школе.

4. Замена дорогостоящих, устаревших и культурно чуждых образовательных структур более дешевыми, более гибкими и разнообразными образовательными программами, которые при равном качестве будут экономически доступны для всех.»

ЮНЕСКО призвало все государства подготовить национальные программы действий. Было заявлено, что эта подготовка должна вестись публично и демократично, с опорой на самые активные силы нации – гражданское общество в целом во главе с учителями и преподавателями, … неправительственные организации и частный сектор. Эти программы должны уделять особое внимание улучшению качества базового образования и борьбе с любыми формами дискриминации, в частности, по признаку пола. ЮНЕСКО в соответствии со своей стратегией - «мыслить глобально -действовать локально» -разрабатывала политико-правовую базу и осуществляла деятельность в области образования на основе децентрализации в пяти регионах мира (Африка, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Арабские страны, Европа и Северная Америка). В каждом из указанных регионов осуществляются образовательные программы с целевым финансированием и подведением итогов на соответствующих форумах, заседаниях региональных бюро и в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

В данном контексте становится очевидным, что такие задачи российского реформирования образования, его модернизации как:

-обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения, в полной мере отвечают тенденциям, принятым в мире.

3. Механизмы реализации реформы

Основным механизмом реализации реформы и модернизации системы общего образования является совокупность понимания и осознания большинством представителей системы общего образования целесообразности реформирования (модернизации) со стороны государственных органов управления; родителей и общественности; учеными РАН отраслевых Академий; профессионалами различных отраслей социально-экономического комплекса страны; политическими партиями и объединениями, СМИ и самой учащейся молодежи.

Важным механизмом реализации реформаторских идей являются организационно-управленческие мероприятия, включающие доработку и уточнение научно-обоснованной концептуальной базы с обсуждением представителями исполнительной и законодательной власти, маркетинговыми мероприятиями.

Реформаторами в рассматриваемый период предлагались следующие основные механизмы (направления) запуска реформы:

· усиление социальной направленности системы образования;

· ориентированность на федеральный и местный уровни рынка труда;

· повышение социального статуса работников образования;

· введение системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений на уровне субъектов федерации;

· установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума;

· введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, а также надбавок молодым специалистам и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях;

· отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования;

· создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;

· предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам - педагогам на время их работы в учреждениях общего и начального профессионального образования, детских домах и интернатах;

· разработка и принятие федеральной межведомственной программы «Педагогические кадры России»; интенсивная переподготовка педагогических и управленческих кадров за счёт средств бюджетов по направлениям модернизации образования;

· разработка и экспериментальная апробация моделей всестороннего реформирования мы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

· перестройка организации педагогической науки, преодоление её оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.

· приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами её модернизации.

Отличительной чертой реформирования общеобразовательной школы за период 1995-2004гг. является его «лозунговый» характер (без предложения конкретных механизмов реализации намеченного). Как известно ключевым механизмом запуска реформы является основание содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством через принятие государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования; введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена и других форм контроля качества образования.

3.1. Источники финансирования

Объемы государственного финансирования российского образования к середине 90-х гг. значительно сократились. При этом тенденция к снижению показателя расходов на образование, как процент от ВВП, отличала РФ не только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной экономикой. В 1995 г. государственные расходы на образование (в % к ВВП) составляли 3,7, а в 2000 г. – 3. Средняя заработная плата в образовании (в % к средней по экономике) составляла в 1995 г. – 65, в 2000 г. - 54. В Российской Федерации падение реальных расходов на образование к середине 90-х гг. носило обвальный характер. Средняя заработная плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Уровень технической оснащенности школ сократился, например, в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится сейчас в среднем на 500 учащихся. Резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования. Значительная часть зданий образовательных учреждений и на сегодняшний день требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования было связано с:

· увеличением финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10% из бюджетов территорий;

· выделением и последовательное увеличение доли бюджетных средств, направляемых на развитие образования (приобретение оборудования и информационных ресурсов, повышение квалификаций преподавателей, финансирование научных исследований и инновационных экспериментальных площадок). Эти средства должны составлять не менее 7,5% - на уровне общего образования;

· поэтапным переходом на нормативное финансирование образовательных учреждений; экспериментальная отработка моделей нормативного финансирования и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность и качество образования, эффективное использование средств, направляемых в образование;

· ликвидацией задолженностей государственных и муниципальных образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.

Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), ресурсной привлекательности системы образования путем внедрения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации и другие нормативные акты; налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

3.2. Кадровое обеспечение

Отдельной глобальной проблемой модернизации общего образования выступает необходимость ее кадрового обеспечения. В 2003 году была утверждена «Программа модернизации педагогического образования на период 2003-2010гг.». Основная идея данной программы – создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Непрерывность профессионального педагогического образования означает перманентную поддержку профессионального уровня учительства в русле идей и мероприятий модернизации образования.

Внедрение современных технологий, прежде всего коммуникационных и информационных, в систему образования России предполагает работу в нескольких направлениях: техническое оснащение учебного процесса, методическое обеспечение и подготовку педагогических кадров. До 2010 года предполагается оснастить все российские школы необходимой компьютерной техникой и обеспечить выход в сеть Интернет. Решение этой задачи во многом зависит от финансовых возможностей регионов, от тех планов бюджетных поставок в школы, которые спланированы субъектами Федерации.

Вторая задача решается как на государственном, так и на региональном уровнях. Созданию единой информационной среды российской школы посвящены многие фундаментальные и научные труды, проходят апробацию многие методики преподавания ИКТ и их использования во всех сферах деятельности современной школы, от обучения компьютерной грамотности до управления.

Третья задача существенно изменила свой характер в последний период. Сегодня уже нет повода говорить о компьютерной грамотности педагогов, речь больше идет об их умении использовать информационные ресурсы в своей профессиональной деятельности. Именно на это ориентированны в основном учреждения, обеспечивающие повышение квалификации учителей.

В общеобразовательных учреждениях страны работало в 1995 году 1522576, в 2002 году 1470676 учителей. Государство рассматривает социальную поддержку работников образования как одну из приоритетных задач своей образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенное изменение в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.

Важнейшей проблемой кадрового обеспечения реформирования общего образования сегодня является фактор старения кадров. Практически во всех регионах России средний возраст школьного учителя предпенсионный. Это вызвано с одной стороны оттоком наиболее работоспособных педагогов из школы в другие сферы, а с другой, неудовлетворительным по численности молодым пополнением. Только треть выпускников педагогических университетов, подготовленных по педагогическим профессиям, встает к учительскому столу. В ходе модернизации системы образования предстоит существенно повысить качество педагогического образования, решить ряд сложнейших проблем, связанных с материальным и моральным стимулированием учительства, сделать эту профессию более привлекательной для молодежи, исходя из реалий экономической и социальной жизни нашего общества.

3.3. Научно-методическое сопровождение

Научно-методическое обеспечение модернизации отечественного образования является одним из ключевых вопросов. Новое содержание образования, изменение в его целях и задачах, развитие технологического оснащения обучения требует, принципиально новых педагогических и методических решений. В этой связи претерпели глобальные изменения планы работы Российской академии образования, Научных учреждений МО и Н РФ и вузовская наука.

Так, например, Институт общего образования Минобразования и науки сконцентрировал свою научно-экспериментальную работу, прежде всего, на проблемах общеобразовательной школы (схема № 1).

Помимо текущих задач постоянно появляются новые, порой непредвиденные, связанные с практикой внедрения тех или иных инноваций в учебный процесс. В этой связи государством развернут ряд федеральных целевых программ, предусматривающих проектную деятельность научных организаций на контрактной основе, обеспечивающих широкое привлечение научных кадров из регионов. Это условие, при котором удается консолидировать усилия академической, фундаментальной науки, и работу высококвалифицированных научных кадров на местах, прикладные исследования в рамках основных направления модернизации российского образования.

4. Итоги реформы: современное состояние и перспективы

4.1. Общее образование сегодня

Общее образование сегодня характеризуется тем, в России, как и в зарубежных странах за последние десятилетие произошли существенные изменения в сфере общего среднего образования, затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты.

Новые параметры функционирования системы общего среднего образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений в обществе, одновременно ставя новые задачи. Нововведений и преобразований в таких условиях просто не избежать. Однако анализ опыта показывает, что практическая реализация реформ встречает два препятствия – недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации образовательных реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в области образования обречены оставаться благими намерениями.

Вместе с тем четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие не только России. Главными из них являются: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXI века.

Сегодня в рамках общих тенденций развития системы общего образования заслуживают внимания такие аспекты как:

1. Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли общего среднего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.

2. Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. В ряде стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80%) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет и более, в 46 странах – 13 лет (например, в Чехии, Румынии). В некоторых странах для получения полного среднего образования отводится меньший срок (например, в Туркмении – 9 лет, Монголии – 10 лет). На определенных этапах школьного образования вводятся новые образовательные стандарты для уровней начального, основного и профильного образования.

3. Заметное смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-организационных вопросов на проблемы качества обучения, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе.

4. Превращение системы финансирования образования в мощный экономический рычаг управления: принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг школами и их коммерческой деятельности, плата за обучение; отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования, по примеру развитой системы адресного финансирования учащихся школ в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. В России произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования или независимыми центрами, институтами, организациями. Как аналог единого государственного экзамена, по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузы, как в Великобритании, Китае, США, Канаде, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египте, Казахстане, Армении, Франции, Германии и многих других стран.

5. Как известно педагогическая практика намного мудрее не только педагогической науки, но и многих реформаторских идей, не прошедших систему экспериментальной проверки, что связано с разработкой и внедрением современной модели социального нововведения через систему механизмов, определяющих эффективность той или иной реформы (для управленческих – 3 года; для начальной, основной и старшей школы соответственно – 4 – 5 – 2 года). При этом прогноз должен базироваться не только на результатах эксперимента, но и на поднятии престижа труда Педагога, его роли и значимости, демографических процессах, дополнительной потребности в кадрах специалистов развивающегося социально-экономического комплекса, промышленных и коммуникативно-образовательных технологий, изменяющихся интересах личности молодого человека XXI столетия.

4.2. Итоги реформ

Итоги реформ связаны с тем, что XX век был для всего человечества, в том числе и для России столетием глобальных социальных потрясений, а XXI – начинается с системы постоянных реформ, Концепции12-летней общеобразовательной школы (2000 г.); Национальной доктриной образования (2000 г.); Модернизацией российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); разработкой стандартов общего среднего образования (2001-2004 гг.); реструктуризацией сети сельских общеобразовательных школ (2002 г.); экспериментальным введением Единого государственного экзамена (2002 г.); разработкой структуры и содержания Профильной старшей школы, сопряженных с войнами и международным терроризмом, что сказывается не только на взрослых, но и на школьниках.

Минобразованием России с участием ряда заинтересованных федеральных министерств и ведомств был разработан Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002-2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Документ был одобрен Правительством Российской Федерации и направлен для исполнения федеральным органам исполнительной власти.

Реализация Плана действий Минобразования России на 2001-2004 годы была направлена на решение следующих основных задач модернизации общего среднего образования:

1. Восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования.

2. Завершение работ по обновлению содержания общего образования, совершенствованию его структуры, разгрузки образовательных программ от избыточной информации, оформлению содержания профильно-ориентированных программ обучения, созданию условий для обеспечения здоровья обучающихся. Завершение разработки и законодательного утверждения государственного стандарта общего образования. Восстановление функций воспитания как важнейшего компонента педагогического процесса, деятельности системы образования.

3. Разработка нового поколения государственных стандартов среднего общего образования с учетом преемственности программ разного уровня образования, современных и перспективных потребностей в общем среднем образовании личности, общества, государства.

4. Углубление эксперимента по переходу к единому государственному экзамену на основе последовательного совершенствования механизма процедур проведения, правового их обеспечения, расширения числа участников эксперимента, систематического анализа его результатов. Формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аттестации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися образования.

5. Совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая отношения собственности; механизм многоуровневого и многоканального финансирования: постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, дифференцированному по уровням образования и видам образовательных учреждений; создание системы персонифицированного финансирования на основе государственных именных финансовых обязательств; развитие государственного образовательного кредитования, субсидирования обучающихся с учетом их социального положения; создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг.

6. Развитие комплекса мер по последовательному повышению социального статуса и улучшению материального положения работников образования; осуществление перехода на систему оплаты труда педагогических работников, более полно учитывающую специфику образовательной отрасли, стимулирующую закрепляемость кадров; создание отраслевой пенсионной системы; перевод ответственности за оплату труда учителей и обеспечение общеобразовательных школ учебниками на уровень субъектов Российской Федерации при сохранении прав собственности и ответственности за финансовое обеспечение содержания школ на муниципальном уровне.

7. Принятие неотложных мер по укреплению и развитию материально-технической базы общеобразовательных школ, создание необходимых предпосылок для повсеместного внедрения в учебный процесс современных, в том числе информационных, образовательных технологий. Продолжение работы по всестороннему правовому обеспечению деятельности системы образования как приоритетной сферы жизни общества.

На основе изложенной в докладе информации можно констатировать, что главные задачи, стоявшие перед системой образования в 2004/2005 учебном году решаются благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразования и науки России и органам управления удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования. Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным Советом РФ и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли реализуется.

Положительно оценивая результаты начального этапа выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что предстоит работа по развитию системы общего образования, которая требует мобилизации сил государства и общества.

Ответственность и актуальность задач, решение которых должно стать приоритетом в деятельности Минобразования и науки, органов управления образованием, образовательных учреждений, всего образовательного сообщества в текущем году, определяется тем, что 2004 год являлся первым годом второго этапа (2004-2006 гг.) реализации Концепции модернизации российского образования. По итогам данного этапа общество будет судить о перспективности избранного курса на модернизацию образовательной системы при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

4.3.Перспективы дальнейшего развития

Перспективы дальнейшего развития системы общего среднего образования мы связываем с решением комплекса проблем, задач и вопросов, ориентированных прежде всего на развитие личности молодого человека.

В задачи общего образования и воспитания входят формирование уважения к другим людям, к младшим, к старшим и к ровесникам, к общечеловеческим ценностям, правам и свободам каждого человека, понимания обязанностей членов общества, трудолюбия, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, человечности и милосердия, усвоение, достойного образа жизни, воспитание чести и достоинства, добродетели и добродетелей, формирование культуры поведения, культуры человеческих отношений и бесконфликтного общения.

Идеями социальной этики, социальной экологии и экологии человека должны быть насыщены все учебные дисциплины. Учитель должен быть не только «предметником», но и воспитателем, носителем культуры, нравственных общечеловеческих ценностей и морали, он должен уметь отразить нравственные проблемы в содержании своего «предмета» и осуществлять нравственное воспитание учащихся в процессе его преподавания.

Жизнеспособное общество должно воспитывать свою молодежь в духе патриотизма: любви к своей Земле, к своей единой многонациональной, многокультурной, многорелигиозной стране – России, к природе своей страны, к великой русской культуре, созданной усилиями всех народов, уважения к национальной культуре каждого народа, к отечественным достижениям в области науки и техники, уважения к победам предков при защите нашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой развития общества и государства, системы образования.

При изучении всех предметов в школе во все годы обучения необходимо касаться вопросов патриотического воспитания. Целесообразно это сделать более полно в образовательных областях: обществоведение (при изучении родной истории), филология и искусство (русская и национальная культура), естествознание, математика, технология (вклад российских ученых в развитие мировой и отечественной науки и техники), физкультура (достижения наших спортсменов и ученых во всех областях знаний). Важно при этом избежать перегибов и националистического шовинизма, сохранить уважение к другим народам.

Ускорение темпов научно-технического прогресса, возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от молодого человека теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения анализировать, собирать информацию, выдвигать идеи решения задач, проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности. Творческое развитие учащихся должно осуществляться во все годы обучения в школе, во всех учебных образовательных областях. Эта работа включает ряд этапов: оценку потребностей и возможностей деятельности, сбор необходимой информации, выдвижение идеи проекта, планирование, организацию и выполнение работы, оценку выполненной работы.

Проблемы, которые возникают перед Правительством России в формировании образовательной политики можно разбить на несколько групп.

Первая состоит в обновлении педагогического корпуса. Возрастная структура учителей такова, что через 5-10 лет большая часть из них уйдет на пенсию. Вопрос в том, как сохранить педагогические традиции и привлечь молодежь.

Вторая проблема - информационно-коммуникационные технологии завоевывают свое место в национальной политике и спорах, наибольшее внимание придается развитию информационным и коммуникационным технологиям в системе общего образования.

Третья неотложная проблема – структурная перестройка. Это относится к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни. Данная проблема наиболее часто обсуждается на национальных и международных конференциях по будущему развитию системы образования и его положению в обществе.

Четвертая проблема - управление образованием, состоит в том, как привлечь к участию учителей, учащихся и родителей в управлении. В условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений, что также серьезно повлияет на качество образования и содержание учебных программ, внедрение современных технологий в учебные заведения всех уровней.

В современных условиях всевозрастающие масштабы интернационализации многих сфер общественной деятельности, образования в том числе, обусловливают прежде всего интернационализацию учреждений образования и тех учебных программ, которые они предлагают, а также форм и методов оценки качества образования – это самая актуальная в последние годы Проблема.

Не менее важной проблемой – является определение и обновление содержания общего среднего образования, точнее определение системы содержания, где государственный стандарты, учебные планы, программы и учебники должны играть роль стабилизатора качества и уровень его повышения, ориентируясь прежде всего на отечественный и зарубежный опыт. В решении данной проблемы важное значение имеет четкое планирование не по годам и месяцам, а по логике развития содержательных аспектов, опирающихся на информационные и образовательные технологии, высокий профессионализм специалистов. Проблемы общего образования связаны с проблемами стабильности его как системы, нестабильность – это увеличение не только социальных проблем. При этом целесообразно отметить, что под системностью мы понимаем, прежде всего, стабильность в обновлении содержания общего образования. Иначе мы практикуем движение по быстро меняющимся правилам. В отработке общих правил, ориентированных на благо ребенка мы готовы принять участие.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф