Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Учитель глазами современного школьника
Печерикина Л.Н.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.144-151)

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современном ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»

Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя». Поэтому нам интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого нами было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».

Подобное исследование уже проводилось М.М. Рубинштейном в конце 1925 года и начале 1926 года /1/. Рубинштейн проводил анкетное обследование преимущественно среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Он предлагал детям три вопроса:

1) Какой учитель хороший и почему?

2) Какой учитель плохой и почему?

3) Какую профессию Вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

В исследовании М.М. Рубинштейна участвовало 1071 человек. Наше исследование проводилось среди учеников (разных возрастов) московской гимназии № 1522 в декабре 2003 года, в котором участвовало 163 человека. Кроме основной задачи нашего исследования - получение представления современного школьника об учителе, нам интересно было сравнить полученные нами результаты с результатами, полученными М.М. Рубинштейном, и посмотреть, изменилось ли это представление с течением времени (со времени исследования М.М Рубинштейна прошло 78 лет).

Интересно сравнить данные, полученные М.М. Рубинштейном в 1925 году, с современными данными, которые получились в результате нашего исследования. Для сравнения мы возьмем показатели, полученные в итоге обработки М.М. Рубинштейном ответов его учеников на вопрос: «Какой учитель хороший?» и результаты нашего исследования, полученные в итоге обработки ответов современных школьников на вопрос «Учитель в школе будущего… Какой он?»

Суть нашего исследования заключалась в том, что ученикам с 5 по 11 класс предлагалось ответить на два вопроса: «Учитель на уроке для того, чтобы…» и « Учитель в школе будущего… Какой он?» Ответы ученикам рекомендовалось дать в подробной форме.

Второй вопрос, был сформулирован таким образом, чтобы дети, отвечая на него, постарались сконструировать образ идеального учителя, вследствие чего, анализируя ответы учеников, мы получили собирательный образ идеального учителя.

Так как большинство анкетируемых нами учеников не ограничилось указанием какого-либо одного свойства, а многие давали большой перечень качеств учителя, то для подсчета результатов, мы составляли подробный перечень качеств учителя, указанных учениками. Поэтому число отдельных указаний свойств далеко превышает число участников анкетирования.

Приведем несколько примеров такого перечня, который получился в результате анализа ответов учеников 9 класса: добрый; приветливый (отзывчивый), внимательный, интересующийся проблемами детей, любящий детей, всегда готовый помочь; понимающий; всесторонне образованный; терпеливый, сдержанный, не должен оскорблять учеников, интеллигентный и т.д

Проанализировав варианты ответов всех учеников на 2-ой вопрос «Учитель в школе будущего… Какой он?», мы попробовали выделить среди них наиболее типичные и частотные, сгруппировав эти ответы в 8 групп. Количество выборов учеников мы перевели в проценты (также как и М.М. Рубинштейн, мы подсчитывали процентное соотношение не к общему числу ответов, а к общему числу участников, так как особенно важно было, что думает большинство).

Анализируя полученные нами результаты, можно сделать следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Интересно сравнить данные показатели, с данными, полученными М.М. Рубинштейном в 1925 году. Мотив успешности научения представлен как преобладающий подавляющий в большинстве ответов учеников 1925 года и рисуется детям, прежде всего, именно со стороны научения, подготовки их к жизни со стороны знаний и только на втором месте идут воспитательные мотивы. Т.е. цель школы эти ребята видели именно в подготовке к жизни со стороны знаний. По-видимому, школа, как и раньше, с точки зрения учеников, видится именно в подготовке к жизни со стороны знаний.

М.М. Рубинштейн анализируя полученные им данные по критерию «хорошее отношение», т.е. ровное, спокойное и особенно справедливое отношение учителя к ученикам, которое бы не задевало и не умаляло бы человеческое достоинство учащихся, отмечает подъем к 12 годам, затем идет как будто некоторое понижение, но к 15-16 годам снова подъем. У 17-летних, можно предполагать этот вопрос утратил свою остроту. В итоге особенно энергично отмеченным в отношении требования хорошего отношения оказывается возраст от 12 до 16 лет.

Анализируя полученные нами данные, отображающие уровень требований современных учеников к строгости, требовательности, объективности и справедливости учителя, мы видим, что эти качества наиболее актуальны в 7-8 (38-50 %), менее актуальны в 5 и 10 (11-15 %) классах и совсем неактуальны в 9 классе.

Скорее всего, такие показатели связаны с тем, что в подростковом периоде (начало которого приходится как раз на возраст 12-14 лет) для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в этот период предъявляет новые повышенные требования к воле подростка.

Вполне понятно, рассуждает М.М. Рубинштейн, что пора от 10 до 12 лет дает наибольший процент оценки доброты и мягкости в учителе, так как этот период особенно склонен освобождать себя от всяких обязательств и порываться ко всяким вольностям. Однако следует отметить, что мотив утраты порядка и работоспособности решает вопрос в отношении мягкости в отрицательную сторону.

Среди значимых качеств идеального учителя современные ученики отмечали чувство юмора, которое наиболее ценно оказалось среди учеников 7-8 классов (23-24%).

Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Так для 8-классников это качество оказалось наиболее актуальным (23%). Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21% учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. А это еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Представление об учителе в обществе претерпели незначительные изменения по сравнению с 1925 годом. В общественном сознании сложно отметить какие-то эволюционные изменения, оно по-прежнему формирует стереотипное представление об учителе. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Т.е. в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Интересно то, что при современной загруженности учителя, у него-то как раз меньше всего остается времени на расширение своего кругозора, овладение информацией. Возникает некий парадокс: при возрастании требований к «компетенциям» учителя со стороны учеников, родителей, т.е общественного сознания, само общественное сознание по отношению к учителю мало изменилось за последние 80 лет. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. Об этом качестве учителя, как одном из важнейших, говорит Ф.Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром».

Конечно, представленный материал – лишь попытка наметить пути изменения общественного сознания, насколько они будут успешны, покажет время.

Литература:

1. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М., 1927

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф