Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сельских общеобразовательных учреждениях
Киселев Н.В., Власова Е.И.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.80-87)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2001г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в 2002-2003 гг. в регионах России, отличающихся социально-экономическими, географическими и демографическими условиями, проводится эксперимент по реструктуризации сети сельских школ.

В начале 2003 года на базе Института общего образования МО РФ был создан Аналитический центр по научному сопровождению эксперимента по реструктуризации (АЦ СШ), который, имея собственную локальную компьютерную сеть, поддерживает оперативное сетевое взаимодействие с аналогичными региональными центрами. В течение 2003 года АЦ СШ проанализировал организацию учебно-воспитательного процесса в сельских школах и представил определенные аналитические материалы.

Как известно, сельская школа сегодня является достаточно существенным сектором российского образования (67% от общего числа), из 68 тысяч российских школ – 46 тысяч сельские. В комплексе мер по модернизации российского образования большое значение уделяется решению проблем сельской школы, которая была, есть и будет важной составляющей образовательной системы и призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, духовно-нравственных ценностей, росту уникальности потенциала отечественной культуры.

В России сельская школа занимает особое место прежде всего благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, умеющего умело распоряжаться главным народным достоянием – землей. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным, интеллектуально-культурным центом села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума; отмечено отставание сельской школы от городской в решении приоритетных задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодняшние выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения, должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в аграрном секторе общественного производства.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполнимым, если сельская школа из режима борьбы за выживание, в котором она повсеместно находится на протяжении ряда последних лет, перейдет в режим активного обновления, созидательного продолжения лучших отечественных образовательных традиций.

При этом, несмотря на тяжелое экономическое положение сельских школ, расходы образования в сельских школах в расчете на одного учащегося в среднем в 2,5-4 раза выше аналогичных расходов в городских школах. Расходы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации сильно дифференцированы: дифференциация расходов на одного обучающегося составляла в 2001 году – 14,5 раз (без учета региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг) и 7,5 раз с учетом региональных коэффициентов. Одной из основных причин дифференциации является разница в доле сельского населения: чем выше доля сельского населения в регионе, тем выше доля расходов на образование в консолидированном бюджете.

Наибольшие проблемы связаны с малокомплектной школой, доля которых значительна и в среднем составляет 44% от их общего числа (по ряду регионов – большинство среди учреждений образования: 70-80%). Эта категория наиболее затратна, при этом качество обучения в малокомплектных школах (значительная часть которых приходится на основные) существенно ниже, так как один учитель часто ведет несколько предметов. Кроме того, в малокомплектной школе ученик лишен полноценного общения в детском коллективе, позволяющем вырабатывать необходимые навыки жизни в социуме.

Таким образом, сельская школа испытывает значительные социально-экономические проблемы. Выпускники этих школ получают меньшие возможности, нежели в городских поселениях, в получении качественных образовательных услуг.

Сложившаяся структура образования не отвечает ожиданиям и потребностям сельского населения, поскольку у родителей выражено стремление к получению полного среднего образования для детей, а в селе наибольшая доля образовательных учреждений приходится на начальную и основную школу. Так, если в городе средние (полные) школы составляют 84% от общего количества школ, то в сельских районах – только 47%. Велика доля основных школ – 25% (в городских поселениях – только 7% от общего количества школ).

Уровень квалификации педагогических работников сельских школ несколько ниже, чем в городских поселениях. Так, высшее профессиональное образование имеют 70,8% учителей, среднее профессиональное – 28% (в городских учреждениях образования – 83% и 16,7% соответственно).

Что касается вариативности образования, то в подавляющем большинстве сельских школ, особенно малокомплектных, отсутствуют условия для освоения учащимися дополнительных образовательных программ, углубленного изучения отдельных предметов, профильного и компенсирующего обучения, что приводит к нарушению равного доступа к качественному образованию сельских детей, а, следовательно, к ущемлению прав и интересов сельских жителей.

На долю сельских школ приходится: школы с углубленным изучением предметов – 25%; гимназии – 6%; лицеи – 8% от общего количества.

Материально-техническая база, в целом устаревшая (более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около 3 тыс. находятся в аварийном состоянии), существенно отличается от городских поселений.

Так, школы, имеющие все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализация) составляют 35% от общего количества школ (в городе – 89%). Имеющие столовые и буфеты –71% (в городе – 96%); физкультурные залы – 60% ( в городе – 92%), кабинеты основ информатики и вычислительной техники – 37% ( в городе – 69%).

В целом динамика изменений количества сельских школ незначительна. Так, за последние 10 лет их численность сократилась примерно на 2 тыс., что составляет около 5%. Количество проблемных малокомплектных школ за период 2000-2002 гг. в ряде областей увеличилось до 5-10%.

Наиболее сложное положение в школах с количеством обучаемых менее 15 человек. Сельские школы с наполняемостью 40 и более человек достаточно стабильны и в состоянии медленно развивать материально-техническую базу.

В структуре расходов на образование наибольшую долю занимает оплата труда (80 и более %), в то время как расходы на приобретение оборудования, наглядных пособий и т.п. либо не предусмотрены, либо составляют в среднем 3%.

Необходимо отметить, что вопрос о финансировании образования в сельской местности сложный, так как сельские школы требуют больших затрат.

В рационализации бюджета сейчас проявляются две тенденции: 1) сокращение числа школ по формальным критериям (что, несомненно, дает экономический эффект); 2) реструктуризация сети сельских школ путем создания и практической проверки моделей, ориентированных на получение экономического эффекта за счет изменений в организации учебно-воспитательного процесса.

Вопрос реструктуризации сети сельских школ не может решаться только экономистами. Необходимо ориентироваться на повышение качества образования, сохранение социально-культурной роли села, изыскание внутренних резервов для совершенствования учебно-воспитательного процесса сельских школьников. К числу внутренних резервов, по мнению специалистов, можно отнести следующие перспективные направления исследовательской и практической деятельности: интеграция усилий образовательных и культурных учреждений; регионализация содержания образования, отражающая специфику сельского социума во всех его проявлениях (природном, трудовом, экологическом, этнокультурном и т.д.); профилизация обучения в старшем звене школы на основе внутренней дифференциации (посредством обучения профильных групп в рамках одного школьного класса); диалогизация учебно-воспитательного процесса (особенно эффективна в классах с малой наполняемостью), которая приводит к формированию у школьников навыков творческой деятельности, к индивидуализации учебно-воспитательного процесса; технологизация обучения (особые организационно-педагогические факторы, которые позитивно сказываются на ходе учебно-воспитательного процесса), что позволяет эффективно осуществлять дифференциацию обучения школьников; системная довузовская подготовка будущих учителей сельской школы, что должно обеспечить устойчивую мотивацию дальнейшего обучения профессиональной деятельности.

Что касается реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, то в 2002-2004 гг. проводится эксперимент по апробации федеральных и региональных моделей в 18 регионах Российской Федерации, их интерпретация в соответствии с местными условиями, синтез разных федеральных инструментов реструктуризации. Делаются новые уникальные предложения, пополняющие списки возможных инструментов реформирования сельских общеобразовательных учреждений.

На первый план выходит проблема конструирования региональных моделей как реально действующих механизмов реструктуризации из инструментов, предложенных в базовых федеральных моделях.

Можно классифицировать региональные модели по степени использования федерального инструментария:

-одноинструменарные (только одна федеральная модель), что выявляет либо наиболее комплексные федеральные модели, либо типичные проблемы сетей сельских школ, либо не очень изобретательные регионы;

- комплексирование федеральных моделей (2 и более), что выявляет ключевые сочетания инструментов для решения определенных комплексных проблем;

- комплексирование своих и федеральных моделей, что характерно для наиболее изобретательных регионов, которые максимально учитывают местную специфику;

- уникальные (1 и более «своих» инструментов), что характерно для наиболее самостоятельных и изобретательных регионов и заслуживает детального анализа (например, сетевое социально-педагогическое партнерство в Оренбургской области, взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви в Белгородской области и др.).

Главная цель эксперимента по реструктуризации сети школ в сельской местности – общенациональное реформирование сельской школы. Достижение такой масштабной цели требует обобщения наработанного опыта, создания формализованных методических рекомендаций по анализу ситуации и применению тех или иных моделей реструктуризации, претендующих на универсальность.

В целом можно констатировать, что регионы склонны развивать, а не сокращать имеющуюся сеть общеобразовательных учреждений в сельской местности, однако имеющаяся сеть нуждается в серьезной оптимизации. Ход эксперимента выявил ряд принципиальных проблем: территориально-административные границы и решение межбюджетных отношений; недостаточное нормативно-правовое и юридическое оформление; неподготовленность части педагогических кадров и работников других социальных сфер к деятельности в новых условиях; недостаточность адресного материально-технического оснащения; недостаточное научно-методическое обеспечение эксперимента; недостаточное обеспечение организационно-коммуникативной среды, что приводит к недоверию к программе родительской и более широкой общественности.

Стратегические направления реструктуризации сети сельских школ будут определяться признанными политическими решениями, связанными с общей политикой развития сельских территорий.

Причем, несмотря на приоритет текущих, актуальных проблем, нужно закладывать основы для нормативного функционирования сети сельских школ в будущем – делать долгосрочные инвестиции. Их осуществление требует прогноза развития ситуации: социально-экономических и политических условий, системы ценностей и интересов местного сообщества, что должно привести к дальнейшей оптимизации сети сельских школ и учебно-воспитательного процесса в них.

В целом, исследование АЦ СШ ИОО МО РФ позволяет сделать следующие выводы: особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы (слабо развитая инфраструктура, изолированность, отдаленность и т.п.) обусловили необходимость выполнения сельской школой многофункциональных предназначений; множество нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне, были направлены на обеспечение готовности сельской молодежи работать в родном хозяйстве; эффективным средством трудового воспитания является совместная работа детей и родителей, взрослых и детей (школа должна учитывать эту сильную воспитательную сторону сельской жизни); важное значение имеет тенденция гуманизации образования на селе; теория и практика функционирования современной сельской школы, не взирая на колоссальные усилия со стороны органов федеральной власти, продолжает оставаться проблематичной.

В ходе исследования выявлены значительные серьезные недостатки, прежде всего, в освещении нормативно-правового обеспечения функционирования сельской школы, что, как известно, мешает эффективно управлять процессом ее развития, характеризует основные пути преодоления трудностей. Существующая нормативно-правовая база и реальная практика находится в противоречии, в связи, с чем выделен ряд проблем, требующих оперативного рассмотрения: отсутствует важнейший, предусмотренный Федеральным законом «Об образовании», инструмент фиксации качества образования, что усугубляется слабой конкретизацией функций муниципальных органов; в стратегических документах: Федеральной программе развития образования в России на 2000-2005 гг., Концепции модернизации российского образования до 2010 года и других, вопросы организации образования на селе рассмотрены крайне слабо; до настоящего времени не отработана единая эффективная модель контроля за качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном, школьном уровнях; отсутствует обобщение и экспертиза реальной практики уровня образования в сельских общеобразовательных школах.

Проведенное АЦ СШ исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия проблемы. К наиболее актуальным проблемам, требующим дальнейшего исследования, можно отнести следующие: сохранение отечественных традиций в развитии образования на селе; формирование профильной старшей общеобразовательной школы; преемственность образовательных учреждений в процессе повышения эффективности образовательного пространства и его влияние на социум современного российского села.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в сельских школах, на наш взгляд, предполагает также ряд дополнительных мер по формированию национальных культурных и духовно-нравственных ценностей сельских школьников, что включает в себя усиление роли воспитания и дополнительного образования сельских школьников ( в первую очередь, патриотического, экологического и трудового воспитания).

В целом становится понятно, что сложившаяся ситуация вызывает объективную тревогу всей нации и возникла не случайно, а формировалась последние десятилетия (что подтверждено многими историографическими исследованиями). Поэтому и решение проблем сельской школы должно быть многоуровневым, то есть решаться как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, а в качестве инструментария должно выступать социальное партнерство (общенациональное, отраслевое, образовательное).

Наряду с перечисленными достаточно крупными предлагаемыми мерами на федеральном уровне возникает острая необходимость научно-обоснованных подходов к изменениям модернизирующего и реформаторского характера. В этой связи, целесообразно включить имеющийся научный потенциал РАО совместно с Институтом общего образования Министерства. На текущем этапе научного сопровождения реструктуризации сети сельских школ предлагается ряд научно-исследовательских работ (НИР), проектов по следующей тематике:

1. Разработка научного педагогического обеспечения стратегии развития общего образования в сельской местности.

2. Создание методологии и методики разработки оптимальных моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на селе с учетом специфики региона.

3. Разработка научного обеспечения решения проблемы преемственности общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в сельской местности.

Проблема сохранения и развития системы общего образования на селе сверхсложная, особенно в современных условиях российской действительности. Вся проводимая экспериментальная работа по реструктуризации в большей степени носит социально стабилизирующий характер, который только в перспективе сможет дать наглядные экономические результаты, внеся определяющий вклад в сохранение и развитие аграрно-промышленного сектора экономики страны через спасение будущего молодого поколения россиян-аграриев.

В силу ограниченности объема мы не раскрываем подробно модели реструктуризации сети школ, число которых общепризнанно в количестве пяти. Аналитическим центром «Сельская школа» за период работы в 2003 году изданы шесть методических рекомендаций, которые направлены для практического использования на места и одобрены на всероссийском семинаре-совещании по этой проблеме в АПК и ПРО в ноябре 2003 года.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф