Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Интернет - технологии в образовании
Канаво В.А.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.73-79)

Сегодня Интернет все больше входит в нашу жизнь. В Интернет все больше переносится почта, телефония, бизнес (торговля, банки, аукционы). Все больше информационных источников появляется в Сети. Сегодня количество пользователей сети оценивается более чем в 600 млн. чел. из них 12 млн. в России. Интернет является почти идеальной средой для образовательного процесса.

Количество пользователей сети и количество информационных страниц постоянно растет. Для большинства молодежи Интернет становится привычным и удобным средством для общения и получения информации. Статистические исследования, проведенные в США, показали, что пользователями Интернет являются 100% студентов старших курсов и колледжей. Студенты активно используют Интернет в среднем проводя в онлайн 11 часов в неделю. 9 из 10 студентов ежедневно пользуются электронной почтой. Ищут в Интернет новости, информацию, работу. Компьютером пользуются почти 90% американских детей в возрасте от 5 до 17 лет, а 59% из них пользуются Интернетом. Подобные данные были получены в ходе исследований, проведенных департаментом образования США в 2001 и 202 годах. В обоих случаях показатели превышают аналогичные среди взрослых. Возраст же пользователей глобальной сети неуклонно снижается. Среди пятилетних американцев Интернетом пользуется каждый четвертый ребенок, в группе десятилетних - уже 60%, а среди детей, достигших 16 лет и старше, эта цифра составляет почти 80%.

Почти каждая школа в США имеет подключение к глобальной сети. В среднем, учебные заведения обладают одним компьютером с выходом в Интернет на каждые 5 учеников. Несмотря на это молодые люди предпочитают пользоваться Интернетом дома, что, по мнению авторов исследования, говорит о том, что многие учителя владеют Интернетом еще не настолько хорошо, чтобы использовать его в ходе уроков.

В России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» проводится массовое подключение школ ко всемирной компьютерной паутине. Начал трансляции спутниковый канал единой образовательной информационной среды, тысячи сельских школ страны через систему спутников получат доступ в Интернет. Исследование Мичиганского университета показало, что школьники, больше времени проводящие во всемирной сети, показывают лучшие результаты в учебе. При этом, увлечение Интернетом не ухудшает отношений детей со своими родителями и сверстниками. Это исследование проводилось на протяжении 16-ти месяцев в двух школах. Среднестатистический учащийся проводил в Сети 30 минут в день.

Интернет это в первую очередь информационная сеть. Наличие огромного количества материалов в Сети и специализированных поисковых машин делает Интернет незаменимым средством при поиске информации в процессе обучения, как учителем, так и учеником. Поисковые машины – ресурсы Интернет объединяют более 4 млрд. уникальных страниц. Поисковые машины позволяют отыскивать необходимые материалы в этом многообразии. Основные российские поисковые машины www.yandex.ru , www.rambler.ru , www.aport.ru охватывают миллионы русскоязычных документов. Преподаватели и обучаемые могут активно использовать поисковые процедуры в процессе обучения.

Современные школьники предпочитают искать информацию в Интернете, а не в учебниках масштабный опрос школьников и их родителей, а также изучение множества специализированных образовательных сайтов показало, что наиболее крупные и авторитетные образовательные Web-сайты в США и России пользуются широкой популярностью, хотя их создатели практически никогда не стремятся учитывать особенности психологии детей, и прежде всего, младших школьников. Для них, несмотря на огромное стремление именно этой категории учащихся получать знания в Интернет, до сих пор не приспособлен ни один образовательный сайт.

Матери школьников, чаще всего, низко ценят образовательную роль компьютера. Отцы доверяют Сети гораздо больше. И мужчины, и женщины довольно часто покупают компьютер ребенку, для того чтобы тот лучше учился. Впрочем, по словам родителей, подрастающее поколение использует вычислительную технику почти исключительно для развлечения. Большинство школьников предпочитают образовательным целям игры. Дело доходит до того, что они избегают чтения любого написанного на экране текста, в том числе и инструкций к играм. Впрочем, родители отмечают, что «по большой необходимости», например, перед решающей контрольной, дети все же пытаются найти нужную информацию в Интернет, и в этом случае предпочитают использование компьютера чтению учебников и справочников.

Сегодня дети нуждаются в углубленном использовании интернет-ресурсов Дети должны учиться использовать ресурсы Интернета более творчески, чем просто играть или «чатиться» с друзьями. Исследования, проведенные Лондонской Школой Экономики, показали, что дети больше остальных членов семьи работает за компьютером. Однако и школа, и родители должны уделить внимание тому, чтобы научить молодежь более продуктивно использовать веб-возможности: например, участвовать в конференциях онлайн или создавать собственные сайты.

Специалисты также осуждают родителей, которые не подключают своим детям Интернет. Это мешает детям общаться в онлайн режиме со своими сверстниками и способствует появлению комплексов, кроме того, вызывает негативные эмоции по отношению к родителям.

Дистанционное обучение. Интернет открыл прекрасные возможности для образовательных учреждений и дистанционного обучения. Интернет снизил пространственные, временные и финансовые барьеры в распространении информации. Развитие сети Интернет открыло новые возможности в дистанционном обучении. Появилась серьезная альтернатива традиционному образованию. В США более 50% высших учебных заведений используют онлайновые программы.

Развитие дистанционного обучения через Интернет связано с двумя тенденциями в современном обществе.

1.Увеличиваются требования к образовательному потенциалу молодого поколения, освоению информационных технологий, в обществе происходит быстрое обновление знаний, человек вынужден учиться всю жизнь, реальным и необходимым становится непрерывное образование.

2.Развитие сети Интернет и компьютерных технологий, упрощение работы с компьютером и компьютерными программами.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Одной из основных трудностей при переходе от традиционных форм обучения к дистанционным онлайновым программам является потребность в живом общении с преподавателем, возможность задавать вопросы и получать ответы в реальном времени. Именно эту трудность призвана решить система интерактивного преподавания, позволяющая использовать привычную схему «живой учитель - живой студент». Современные технологии позволяют совмещать диалог сторон с одновременным видео и аудио сопровождением. Непременной составляющей успешного онлайн-обучения является создание и поддержание групп обучающихся - своеобразных виртуальных классов, участники которых могут взаимодействовать в режиме реального времени.

Современная структура Интернет в силу независимости стоимости передачи информации от расстояния делает Интернет незаменимым средством доставки информации в учебном процессе. Перспективное направление развития образования – широкое использования технологий и сервисов глобальной сети Интернет. Удобство и гибкость гипертекстовой структуры и оперативный доступ к информации.

Тем не менее, практический опыт использования WWW в учебном процессе говорит о том, что эта структура имеет много недостатков. Огромный объем информации в Интернете, отсутствие общей структуры осложняет поиск информации в Интернете. Способность отвлекаться на случайные раздражители типа побочных, но очень интересных ссылок, способность восприятия огромного количества совершенно ненужной информации, радость от отсутствия строгого наставника за спиной - всё это гораздо больше подходит психологически для обучения обезьяны, нежели эффективно работающего зрелого специалиста. Суровый жизненный опыт многих стран показывает, что студент, предоставленный сам себе и оставленный без контроля, немедленно начинает заниматься именно сбором «бананов» - он идет на чаты, форумы, анекдоты, игрушки и др.

Как критики, так и сторонники онлайнового обучения согласны в том, что качество обучения не улучшается просто от того, что обучаемым дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов, которыми эти технологии используются в учебном процессе.

Нечто похожее творится и с использованием в образовании других сервисов Интернет. Электронная почта, Интернет-конференции и учебные чаты - прекрасные средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи студентов. Но практика показывает, что без контроля преподавателя они либо используются для болтовни, либо не используются вообще. Преподаватели многих американских вузов «оживляют» Интернет-общение простым, но эффективным методом: они заранее объявляют перед началом курса, что 10-20 суммарного балла по курсу студент получит за вклад в дискуссии. Для «затравки» преподаватель обычно предлагает свои собственные вопросы, но дает возможность открывать свои собственные темы для обсуждения и студентам.

Сегодня большинство вузов имеют свои веб-сайты, многие из них развивают системы дистанционного обучения. Наблюдается явный недостаток дистанционных ресурсов для школьников. Наиболее эффективно сегодня использовать сочетание различных форм очного и дистанционного обучения через Интернет, использований различных технологий Интернет, в сочетании с использованием электронных ресурсов на CD и т.д.

Публикация материалов в Интернет. Интернет позволяет легко осуществить публикацию материалов. Как преподаватели, так и студенты с помощью специальных редакторов могут подготовить документы для публикации в Интернет и разместить их на бесплатных ресурсах Интернет (типа www.narod.ru, www.boom.ru или других) или специальных web-сайтах. Материалы становятся доступны для всех пользователей Интернет.

В Интернете публикуются лучшие работы обучаемых, методические рекомендация, лучшие курсы, задания, личные страницы студентов и преподавателей, рейтинги, планы занятий, результаты выполнения заданий и другая информация.

Основные преимущества публикации материалов в сети Интернет оперативность обновления материалов, легкость публикаций и доступность с любого компьютера, подключенного к Интернет.

Сегодня ирландские школьники могут поделиться своим творчеством при помощи Интернета. В Северной Ирландии запущена директория интерактивных школ. В результате маленькие граждане страны получили возможность поделиться своими творческими достижениями в Интернете. Проект Adream предоставляет каждой школе собственной бесплатный веб-сайт, на котором дети могут не только демонстрировать свои работы, но и превратить их в общественное достояние. Данные ресурсы позволяют ученикам загружать свои художественные, драматические, литературные и музыкальные произведения. Контролировать процесс будут учителя.

«Идея проекта заключается в объединении школ не только локально, но и глобально», - рассказывает Гэри Каллэн, руководитель Adream. – «Мы располагаем связями с учебными заведениями в Сиднее, Италии и Испании. Создавая специальную виртуальную среду, проект дает возможность молодым людям заниматься любимым делом, независимо от того, где они находятся».

Виртуальные сообщества. Подсоединение миллионов людей к сети Интернет создает совершенно новую среду Интернет – сообщества. Учитель перестал быть одиноким и оторванным от других преподавателей. Появляется все больше Веб-форумов, чатов где учителя могут общаться друг с другом, обмениваться опытом, участвовать в дискуссиях через Интернет.

Стало возможным говорить о создании активно действующих образовательных сетевых сообществ (напр., образовательные сообщества проектов «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН, «Project Harmony,Ink.», Virtual Classroom, ThinkQuest, региональных «Школьный автобус» – Иркутск, «Школьная корпоративная сеть» – Омск, добавить Региональная образовательная сеть Алтая и др.).

Были созданы и стали активно действовать в Сети Виртуальные методические объединения учителей как результат инициативы проведенного в августе 2000 года Первого виртуального Всероссийского августовского педсовета.

Создаются общие для всех категорий работников образования региональные списки рассылки, что способствует развитию сетевого взаимодействия педагогов, работников управлений образования, психологов.

Появились в Интернете серверы отдельных педагогов - учителей и ученых, созданные специально для учебной и научной работы (напр., веб-сайт «Звездочет», разработанный С.Е. Гурьяновым специально для изучения школьного курса астрономии; веб-сайт для преподавателей и учащихся, созданный и поддерживаемый учителем И.В. Кривченко; веб-сайты учителя Л.П. Владимировой «Иностранный язык и компьютер в школе» об использовании мультимедийных обучающих программ и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка, О.Г. Винокуровой - виртуальный кабинет «Русский язык и литература» и др.).

Появились русскоязычные веб-среды для организации учебного процесса (напр., Самарского предприятия «Региональные общеобразовательные системы», они помогает автоматизировать рутинную работу учителя и завуча (вести журналы, составлять расписание), предоставляет возможность работать с учениками (выдавать задания, ученик их выполняет, а учитель выставляет оценки), можно создавать различные отчеты, создавать хранилище учебных планов для дальнейшего их использования, обмениваться сообщениями между всеми участниками учебного процесса и с родителями, при наличии у них Интернет. Поскольку система организована, как Web-приложение, то с ней можно работать и в пределах одной школы, и в пределах одного городского или сельского района).

Появилась сеть общеобразовательных порталов: Федеральный портал российское образование, Российский общеобразовательный портал и другие.

Интернет предъявляет новые требования к преподавателям – знание Интернета, электронной почты, организация педагогической деятельности в Интернет, овладения новыми методами обучения в сети, поиск информации и т.д. Одна из трудных задач – разобраться с сущностью и особенностями использования Интернет технологий в процессе обучения.

Зачем же Интернет может понадобиться учителю?

1. Самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети.

2. Повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Поиск материалов в сети Интернет для проведения уроков.

4. Получение нормативных документов с сервера министерства.

5. Получение информации о новых педагогических технологиях.

6. Получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях.

7. Получение программного обеспечения.

8. Публикация своих работ и сообщение о своих разработках.

9. Переписка с коллегами и друзьями. Поиск единомышленников и коллег в других городах и странах.

10. Выбор и заказ книг в Интернет магазинах.

11. Поиск работы.

Можно выделить следующие преимущества использования Интернет технологий в образовании: это улучшение усвоения предметов; повышение сетевой грамотности (навыков общения с ПК и Интернетом); повышение мотивации и улучшения отношения к обучению; совершенствование навыка самостоятельного обучения и исследования; более эффективное привитие практических навыков.

Со временем в Интернете будут опубликованы самые лучшие лекции по всем важнейшим предметам. Школьные учителя смогут брать их за основу своих уроков, создавая исследовательские и дискуссионные группы по различным темам. Возрастание скоростей передачи данных превратит нынешний текстовой Интернет в некое подобие мультимедийного интерактивного телеканала. Сегодня быть отрезанным от Интернета, значит быть лишенным получить полноценное образование.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф