Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Демократизация управления общим образованием в России
Бочкарев В.И.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.43-50)

Российская Федерация провозглашена в своей Конституции демократическим федера­тивным правовым государством, носителем суверенитета и единственным источником вла­сти, в котором является ее многонациональный народ. Очевидно, в достижении демократи­ческих ориентиров Конституции РФ приоритетную роль должно и может сыграть народное образование. Не случайно, в действующем Законе РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государствен­но-общественный характер управления образованием, а работникам образовательных учреждений, обучающимся и их родителям предоставлено право на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Эти высокие и благородные цели и задачи требуют соответ­ствующего научно-методического сопровождения. Усилиями А. И. Жилиной, Ю.Л. Загумённова, Ю.А. Конаржевского, В.М. Коротова, В.Ю. Кричевского, В.Б. Новичкова, В.М. Опалихина, М.М. Поташника, Л.А. Тюрнпуу, П.В. Худоминского и других исследователей разра­ботаны верные в основном общие контуры и ориентиры демократизации образования; демо­кратизация раскрыта в качестве принципа, цели, средства, условия и процесса; обоснована необходимость перехода от старого, догматического, к новому, демократическому мышле­нию в управлении образованием.

За рамками исследований остались теоретические и методические основы требуемого законом демократического, государственно-общественного управления образованием (целеполагание, принципы, сущность, признаки, этапы развития и др.), пути и средства его формирования, соотношение между государственно-общественным, общественно-государственным и демократическим управлением; технология организации взаимодействия государства и общества в управлении образованием.

Эти проблемы стали предметом исследования нашего научного коллектива. На сегодняшний день разработаны Концепции общественного управления общеобразовательным учреждением, государственно-общественного управления общим образованием в России и демократизации управления общим образованием в России, в которых раскрываются теоретические основы и методическое обеспечение процессов демократизации, организации госу­дарственно-общественного управления общим образованием на уровне общеобразовательно­го учреждения, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управле­ния всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы об­разования, то под государственно-общественным мы предлагаем понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система государственно-общественного управления (ГОУ) образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государ­ственного (муниципального) управления образованием; нормативно-правовую базу, регла­ментирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образо­ванием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Признаками государственно-общественного управления образованием являются: нали­чие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управ­ления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномо­чиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распре­деление полномочий и ответственности между государственными и общественными субъек­тами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.

Разработаны принципы государственно-общественного управления образованием (законности, независимости и паритетности государственно-общественного управле­ния, правовой обоснованности притязаний физических и юридических лиц на участие в управлении сферой образования и др.), под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, но и отношения, складывающиеся между его участниками.

Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управ­лении образованием в интересах человека, общества и государства. Сформулированы задачи, раскрыты основное содержание, организационная структура, фор­мы и методы деятельности субъектов государственно-общественного управления общим об­разованием; критерии оценки деятельности по формированию системы ГОУО; определены условия и ресурсы успешного становления и развития ГОУ общим образованием.

Изучение, анализ и оценка массовой практики управления общим образованием, анализ более 100 законодательных и нормативно-правовых документов из 10 регионов Российской Федерации позволили сделать выводы:

1. В общеобразовательных учреждениях по группе регионов общественные органы их управления созданы примерно в 32% общеобразовательных учреждений, а государственно-общественный характер управления ими обеспечивается не более чем в трети из них. Системы ученического и родительского самоуправления функционируют не более чем в 20% об­разовательных учреждений.

2. Несмотря на то, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях функ­ционирует много коллегиальных структур (коллегии и советы органов управления образова­нием, координационные советы, советы руководителей образовательных учреждений, аттестационные, конфликтные, медико-педагогические комиссии, экспертные, учебно-методические, методические советы и центры и т.д.), осуществляющих, как правило, необ­ходимую и полезную деятельность, ни одна из них не является органом общественного управления образованием - по ряду причин: 1) они не наделены полномочиями на принятие решений, обязательных для исполнения. Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми они функционируют, наделяют их лишь рекомендательными и (или) экспертными полномочиями; 2) эти структуры не являются общественными органами, поскольку они не избираются участниками образовательного процесса и не подотчетны им; 3) эти коллегиаль­ные структуры не представляют потребности и интересы участников образовательного про­цесса, а создаются органами власти и управления образованием для обслуживания своих ад­министративных интересов и встраиваются в административную вертикаль. Поэтому, их взаимодействие с органами государственного (муниципального) управления не обеспечива­ет государственно-общественного характера управлению образованием. Для формирования государственно-общественного характера управления образованием необходимо взаимодействия двух управленческих вертикалей - государственной и общественной.

Что касается субъектов управления образованием государственной природы, то рабо­тами IO.B. Васильева, В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.А. Орлова. М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и других исследователей созданы при­годные к творческому использованию в современных условиях научные основы управления общеобразовательными учреждениями, менеджмента в образовании. К услугам руководите­лей образованием всех уровней имеются хорошо проработанные правовые основы управле­ния образованием, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании» компетенции и порядок их разграничения между всеми субъектами управления. В их деятельность не вносится принципиальных изменений, их задача - реализация государственной политики в своих образова­тельных учреждениях и системах.

Более пристального исследования потребовали проблемы общественного участия в управлении общим образованием. Сегодня мы видим две разновидности общественных ор­ганов - раздельные органы педагогического, ученического и родительского самоуправления и органы совместного управления педагогов, учащихся и их родителей, которым придается статус органов общественного управления общеобразовательным учреждением. К послед­ним относятся: общее собрание (конференция) участников образовательного учреждения (т.е. педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) и избранный собранием (или конференцией) совет общеобразовательного учреждения. В систему общественного управления в общеобразовательном учреждении вводятся новые субъ­екты на базе первичных коллективов - общеклассные собрания педагогических работников, обучающихся и их родителей и избранные ими общеклассные советы, состоящие из предста­вителей всех трех категорий участников образовательного процесса.

Органы общественного управления и самоуправления призваны реализовать одну и ту же цель (в этом новизна исследования) - удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательного процесса. Отличие только в том, что раздельные ор­ганы самоуправления реализуют специфические потребности педагогов (органы педагогиче­ского самоуправления), обучающихся (органы ученического самоуправления) и родителей учащихся (органы родительского самоуправления), а органы общественного управления реа­лизуют общие образовательные потребности педагогов, обучающихся и их родителей. В наших работах детально описывается методика выявления образовательных потребностей участников образовательного процесса, трансформации их в содержание (основные направ­ления) деятельности соответствующих органов управления и самоуправления.

Новое целеполагание органов общественного управления и самоуправления востребует и принципиально новую модель процесса функционирования (цель, задачи, содержание, оргструктура, формы и методы) и развития общественного управления и самоуправления в общеобразовательном учреждении, обстоятельно раскрытое в итоговых работах. Разработан базовый вариант распределения полномочий между всеми органами общественного управ­ления и самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне его структурных подразделений.

В отличие от наших предшественников пять вертикалей общественного самоуправле­ния (педагогического, ученического и родительского), общественного и административного управления в общеобразовательном учреждении мы поднимаем на муниципальный, регио­нальный и федеральный уровень. И за каждым органом общественного управления и само­управления закрепляются соответствующие полномочия и содержание деятельности. В итоге выстраивается пятивертикальная система управления общим образованием, на вершине ко­торой - Министерство образования Российской Федерации, формируемое Президентом и Правительством России, Российский педагогический совет, избираемый Российским съез­дом (конференцией) педагогов, Российский ученический совет, избираемый Российским съездом (конференцией) учащихся. Российский родительский совет, избираемый Россий­ским съездом (конференцией) родителей учащихся и Всероссийский совет по образова­нию, избираемый Всероссийским съездом (конференцией) участников образовательного процесса и состоящий из старшеклассников, родителей учащихся, педагогов, руководителей общеобразовательных учреждений и представителей органов управления образованием му­ниципального, регионального и федерального уровней. Разработано методическое сопровождение их деятельности и взаимодействия.

Для обеспечения демократического, государственно-общественного характера управле­нию образованием необходимо взаимодействие всех пяти вертикалей, названных выше. Не­обходимые теоретические обоснования этого содержатся в Концепции демократизации управления общим образованием в России, которая интегрирует в себя и Концепцию ГОУО. Раскрыв теоретические представления о демократическом управлении образованием, мы разработали технологию перехода от административно-командного к демократическому управлению. На этом пути выделяется ряд условных этапов и уровней демократизации управления образованием:

1 этап: этап использования руководителем образовательной системы (общеобразо­вательного учреждения) коллегиальных структур совещательно-экспертного характе­ра - 1-й уровень демократизации;

2-й этап: этап становления и развития государственно-общественного управлении образовательной системой (учреждением), внутри которого видится два уровня демокра­тизации: а) преобладание роли управленческих решений (и результатов и реализации) орга­нов государственного (муниципального, административного) управления над ролью управ­ленческих решений (и результатов их реализации) органов общественного управления обра­зованием - 2-й уровень демократизации; б) примерный паритет роли управленческих реше­ний (и результатов их реализации) органов государственного (муниципального, администра­тивного) и общественного управления образованием - 3-й уровень демократизации;

3-й этап: этап демократического, государственно-общественного управлении обра­зовательной системой (учреждением), который характеризуется примерным паритетом ро­ли управленческих решений (и результатов их реализации) органов государственного (муни­ципального, административного) и общественного управления образованием, осуществляе­мого во взаимодействии с эффективно действующими органами педагогического, учениче­ского и родительского самоуправления - 4-й уровень демократизации;

4-й этап: этап общественно-государственного управления образовательной систе­мой (учреждением), характеризующийся преобладанием роли управленческих решений (и результатов их реализации) органов общественного управления образованием и органов пе­дагогического, ученического и родительского самоуправления над ролью управленческих решений (и их результатов) органов государственного (муниципального, административно­го) управления образованием - 5-й уровень демократизации;

5-й этап: этап демократического управления образовательной системой (учрежде­нием), осуществляемого в основном органами общественного управления и самоуправления - 6-й уровень демократизации. Этот этап, очевидно, наступит не скоро - при функциониро­вании в нашей стране демократического общества.

Вся работа осуществляется в соответствии с принятой в 2000 г. Программой НИР по теме «Государственно-общественное управление общим образованием в России», рассчитанной на 5 лет (2001-2005 гг.). Эксперимент продолжается. Опытно-экспериментальной площадкой его уже 3 года является вся система общего образования Тверской области (начальник Департа­мента образования области Е.М. Муравьев, доктор психологических наук). За предшествую­щие годы в Тверской области осуществлена громадная работа, в результате которой система ГОУ создана в 90% общеобразовательных учреждений области; в 2/3 от общего числа районов и городов и на областном уровне созданы и функционируют общественные советы по образо­ванию, избранные на муниципальных и областной конференциях участников образовательно­го процесса и состоящие из представителей учащихся, их родителей и педагогов. В общест­венной составляющей ГОУ общим образованием Тверской области принимает участие свыше 40 тысяч участников образовательного процесса. Такого масштабного педагогического экспе­римента еще не проводилось. Учитывая большую ответственность за ход и результаты иссле­дования, к его управлению привлечены дополнительные общественные структуры: проблем­ный совет ГОУО Института управления образованием РАО из 20 ведущих управленцев из России, Азербайджана, Белоруссии и Казахстана; научно-методический совет при Тверском Департаменте образования; лаборатория ГОУО в Тверском областном ИУУ и др. Проблемам ГОУО посвящены ежегодные международные научно-практические конференции (2000-2003 гг.), выездной «круглый стол» ж. «Педагогика» в конце 2001 г. в г. Твери и др. Организована учеба участников образовательного процесса - членов органов общественного управления об­разованием во всех муниципальных образованиях и на базе Тверского ИУУ. Систематически осуществляется мониторинг процессов демократизации в образовательных системах и учреж­дениях области; проводится изучение и описание лучшего опыта демократизации управления образовательными учреждениями и системами. За три последних года нашим коллективом подготовлено и опубликовано свыше 20 работ общим объемом свыше 110 печатных листов.

В ходе эксперимента выявлены новые и подтвердились предполагаемые проблемы и факторы, затрудняющие развитие демократических процессов в образовании. Как и ожидалось, практически невозможно в сегодняшних условиях создавать органы обще­ственного управления образовательной системой без поддержки руководителей органов власти и управления образованием. Мы встретили ожидаемое сопротивление чиновников. Пока никак не решаются проблемы финансирования органов общественного управления образо­ванием, что весьма затрудняет их деятельность. Очень мешает работе отсутствие необходи­мой законодательной базы по созданию органов общественного управления образованием. Серьезной проблемой является задача вооружения управленцев наработанными материалами (до них не доходят мизерные тиражи наших изданий). Неожиданно мы встретили незаинте­ресованное отношение к нашей работе со стороны Минобразования России.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф