Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта (1)
Сергеев И.С., к.п.н., с.н.с. НМЦ кадрового обеспечения

Понятие «эффективность» с начала XXI века в России – самое модное. Множество известных (и не очень) авторов отстаивает сегодня идею эффективности в экономике, социальной политике, образовании. Но к чему они находятся в оппозиции, какую прежнюю идею отвергают, с кем полемизируют? Не с теми же, кто отстаивает неэффективность?

Если эти первые мыслят категориями эффективности (экономической, социальной), то какими категориями мыслят остальные? Можно ли глядеть на мир не через призму эффективности, а как-нибудь иначе? Или эта категория настолько широка, что способна поглотить собой все прочие?

* * *

Эффективность – современная, технологическая версия «пользы», высшей и вполне самодостаточной ценности рационально-материалистического мировоззрения.

Борьба за эффективность – это главный из так называемых «вызовов времени». «Вызовы времени» - недавно появившийся термин, странный, почти мистический. Кто и куда нас вызвал? Какое существо, незрмиое и могущественное, сумело куда-то вызвать всё человечество? И, самое удивительное, - человечество не насторожилось, не задумалось: кто зовёт и зачем? А просто прислушалось, откуда кличут – и пошло, как собачонка к хозяину…

* * *

Если смотреть в корень, то «эффективность» - это скорость переработки природных ресурсов в утиль. Ничего больше за этим модным словом не стоит. Экономика производит для того, чтобы можно было потреблять. «Экономическая эффективность» - это эффективность производства. «Социальная эффективность» - это эффективность потребления.

Всё это – эффективность человека-потребителя. А если посмотреть на эффективность с другой стороны, как на эффективность человека-творца? Если представить себе человека, который живёт по противоположной логике - потребляет для того, чтобы творить?

Такая постановка вопроса вполне оправдана, ибо в основе любой мыслимой эффективности – «личная эффективность». То есть - эффективность отдельной личности, как отношение между индивидуальной производительностью человека (в числителе) и его индивидуальными потребностями (в знаменателе).

Экономическая и социальная эффективность – естественное следствие личной эффективности отдельных граждан. И напротив, все попытки добиться повышения экономической и социальной эффективности «в обход» повышения личной эффективности обречены на провал. «Главный ресурс – это кадровый ресурс».

Задача образования, с этой точки зрения, достаточно ясна. Не непосредственное, за счёт каких-то хитроумных способов и механизмов, повышение эффективности экономики страны, а – воспитание, поколение за поколением, людей с высокой личной эффективностью. Эффективное образование – это образование, обеспечивающее выпускникам высокую личную эффективность.

Теперь попробуем ответить на естественный вопрос: какая личность эффективна, а какая – неэффективна?

1. Эффективна нравственная личность.

Суть дела ясно выразил один из наших соотечественников. «Что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Сейчас, по нашим временам, очень мало осталось надёжных и верных людей, на которых можно положиться, которым скажешь – и они сделают так, как ты сказал, не придумают чего-то, не уклонятся куда-то, не совершат что-то от себя… Ведь сейчас, если ты хочешь что-то заказать, плати любые деньги – тебе качественно не сделают; человек уже не может трудиться хорошо, не может не халтурить на работе, не может посвятить себя воспитанию детей. Всё рассыпалось, всё развалилось, потому что душа уже не представляет из себя стержня, это какая-то вата, кисель…»

Один из давно известных нравственных законов – «Не можете служить Богу и маммоне». Не «нельзя» или «запрещено», а именно «не можете», «невозможно». А это, втом числе, значит – чем выше для человека значимость труда и его результата, тем ниже значимость вознаграждения. И наоборот.

Эффективная личность работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых: любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации, познавательные потребности и стремление к рационализации собственного труда, чувство долга, «чувство локтя», служение Родине. Перечень можно продолжать.

Неэффективная личность работает узко - «за деньги». Приучи целое поколение работать «за деньги» - и оно будет работать неэффективно, а экономика страны разрушится.

Экономика СССР, а потом России неэффективна именно потому, что каждый в отдельности слкжит маммоне. (Множество социологических опросов с начала 1990-х гг. до наших дней это подтверждают). Западная (а особенно азиатская) экономика более эффективна, поскольку её субъекты не настолько утилитарны, не настолько меркантильны, не настолько циничны в целях своего труда, как мы. И существенно менее индивидуалистичны.

«По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI века – это даже в большей степени «типичный американец», чем житель самих Соединённых Штатов». (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.).

Итак, личность, узко ориентированная в своём труде на личную выгоду, заведомо неэффективна. Таким образом, первая антитеза эффективности – это выгода.

2. Эффективна развивающаяся личность.

Основа развития человека – его саморазвитие. Точно так же, сущность образования – это самообразование.

Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью. В современной педагогике вокруг «компетентностного подхода» ведутся жаркие баталии, как видно, это тоже один из «вызовов времени». Тем не менее, спорящие старательно обходят один важный момент, который способен похоронить саму идею задолго до её реализации в массовой практике.

Компетентным становится только тот, кто хочет им стать.

С этой точки зрения, споры о том, какое содержания и какие формы образования (классно-урочные, проектно-исследовательские, тренинговые) являются «компетентностными», т.е. нацеленными на формирование личной эффективности, - не совсем уместны. Для того, кто нацелен на самообразование, пригодны любые формы образования.

Самообразование – это совсем не «самостоятельное освоение образовательных программ». Это - одна из внешних форм личностного роста. Вернее сказать, самообразование - это обращённая наружу вершина айсберга, тогда как айсберг – духовный рост личности. Почти вся громада остаётся где-то внутри (и является, говоря современным языком, «недиагностируемой»), но при этом очень ощутимо влияет на личную эффективность.

Развитие – это движение, причём движение «вперёд и вверх», против «общественного ветра» (В.А. Ясвин) и вопреки собственной инерции («силы тяжести»). Развитие – это всегда дискомфорт. И напротив, покой, внутренняя расслабленность, комфорт – заведомая гарантия того, что никакого развития не происходит.

Таким образом, вторая антитеза эффективности – это комфорт.

3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность.

Самостоятельно мыслящая – в смысле, обладающая высокой социальной автономностью, критически или даже, скорее, скептически настроенная по отношению к социуму, его целям и ценностям.

Человечество не выработало внутренних критериев различения «добра» и «зла», все его ценности относительны. Опору для своей эффективности личность не может найти вне себя, в обществе; эта опора – в онтологической, духовной глубине самой личности. Человек, живущий как духовное существо, оказывается неизмеримо выше (упорядоченнее) социума, так же как социум оказывается выше человека, ограничивающего себя биосоциальными рамками. В силу этого скепсис по отношению к обществу, его ценностями и целям не означает скепсиса по отношению к той или иной отдельной личности, её собственным ценностям и целям.

Социальные стереотипы, как и образы масс-культуры, блокируют фантазию и творческие возможности личности, низводящт её до уровня социально приемлемой посредственности. Самостоятельность в сочетании со здравым скепсисом позволяют держать сознание свободным («расчищенным», Э. Гуссерль) от этих образов и стереотипов. Ясность сознания и связанное с ним высокое качество внутреннего мира человека – очевидные условия высокой личной эффективности.

Таким образом, третья антитеза эффективности – это социальный конформизм, некритичное принятие общепринятого образа жизни (ценностей, стиля, темпа, имиджа, предметного окружения и т.п.). Эффективен именно тот, кто в известной мере гнушается достаточно примитивной и однозначно бездуховной «социальностью», кто имеет внутреннюю смелость сказать обществу самой своей жизнью: «Мне с вами не по пути». Эффективен тот, кто обладает внутренним бесстрашием перед социальным отчуждением – именно это бесстрашие позволяет человеку взглянуть на общество, с его проблемами, «со стороны» и увидеть пути решения, которые не прослеживаются «изнутри».

Мы определили три антитезы эффективности: выгода, комфорт, социальный конформизм. Но разве эти три позиции не есть конечные цели нынешней экономической и социальной политики России, последовательно претендующей на гуманистическую ориентацию?

Разве не стремление определённых категорий населения к личной выгоде было (и продолжает оставаться) главной предпосылкой продолжающегося «перевода экономики на рыночные рельсы»?

Разве не ради повышения степени жизненного комфорта производятся все или почти все товары и услуги массового спроса?

Разве не имеется в виду укрепление «государственного конформизма» России как одна из целей реформ, когда говорится о «вхождении России в мировое (культурное, экономическое, образовательное…) пространство»? И случайно ли всё чаще звучит «открытость миру» (видимо, именно «миру людей») в перечне необходимых качеств личности современного специалиста?

Парадоксальный вывод: Конечные цели эффективности и факторы, препятствующие её достижению – совпадают. Общество ставит перед собой цели, достигнуть которых можно лишь при одном условии – если к ним не стремиться.

Благополучие людей, душевный покой и взаимное доверие (назовём вещим своими, русскими именами) - не недостижимы. Но приблизиться к ним можно лишь по пути к некоторым иным, действительно недостижимым целям, лежащим далеко за пределами понятия «эффективность».

P.S. Не так давно один из руководящих деятелей Минобрнауки РФ сетовал в одном из своих выступлений на то, что система образования находится в противоречивых условиях. С одной стороны – потихоньку возрождающаяся экономика страны требует подготовки высококвалифицированных, компетентных, трудоспособных специалистов, готовых работать с высокой степенью эффективности. С другой – действуют СМИ, которые формируют совсем другие (инфантильные, агрессивные и т.п.) стереотипы поведения у растущего поколения, и школа мало что может этому противопоставить.

Всё так. Но только вот одно другому совсем не противоречит. Рыночной экономике нужен не только производитель. Производителей в современном мире более чем достаточно. Нужен ещё и потребитель. Кому-то – «культурный», а кому-то – жадный, завистливый и не очень разборчивый, девиз которого – «бери от жизни всё!» «Источник его радости – его имидж. Источник его проблем – его перхоть. Он медленно, но уверенно «берёт от жизни всё», стремится «жить играючи», «быть особенным» - при железной уверенности «Я этого достоин!» Косметика, шоколад, кубики и пасты – это лишь маленькие фрагменты в калейдоскопе его самоутверждения и самоугождения... Идеальный покупатель «нужного» и ненужного хлама, всего того, что обычному человеку, поглощённому ежедневным трудом над собой и своим делом, и в голову не придёт купить» (Е. Назарчук).

Вспомним, что «личная эффективность» - это дробь, в числителе которой – производительные возможности человека, в знаменателе – его потребности. Развивается экономика стран мира, растёт производительность труда – растёт числитель дроби. Количественно и качественно увеличиваются потребности, растут горы отходов цивилизации – растёт знаменатель. А значение дроби не меняется.

Кто-то, бросивший нам «вызов времени», всё быстрее раскручивает колоссальное беличье колесо.

Человечество куда-то движется, а личность топчется на месте.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф