Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Учитель... это звучит гордо?
Бойченко М.

К первому сентября в столице построено и сдано в эксплуатацию несколько школ. Конечно, это огромный плюс — Москва растет, и недостатка в учебных местах в мегаполисе быть не должно. Но в этой бочке меда не обошлось и без большой ложки дегтя. Ни для кого не секрет, что проблема заключается в укомплектовании новых школ преподавательским составом. Учителей катастрофически не хватает. Причина этого — крайне низкая заработная плата. Доходит до того, что даже талантливые педагоги, которые не представляют жизни без учеников, задумываются о том, чтобы сменить работу. Позволить себе трудиться в школе или детском саду может только тот, кого обеспечивают. При наличии горячего желания передать знания будущим поколениям и когда преподавание не является основным источником дохода, можно устроиться в высшее учебное заведение по совместительству. Но в этом случае чтение лекций — это хобби, и лекторы вузов, как правило, не имеют базового педагогического образования.

Между тем в педагогические учебные заведения сейчас охотно поступают юноши — привлекает отсрочка от армии. Однако ни юноши, ни девушки не собираются в дальнейшем посвящать себя выбранной профессии. В результате этого в школах работают кадры низкой квалификации, уровень образования падает, потому что люди “с головой” находят высокооплачиваемые должности в других областях.

Простая математика

Заработная плата педагогов исчисляется исходя из ставок должностных окладов, установленных разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке, повышений этих ставок, объема учебной нагрузки, доплат, надбавок и компенсаций. По Единой тарифной сетке для организаций бюджетной сферы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 года она составляет от 450 до 2025 рублей в зависимости от разряда. Конечно, это основа, которая обрастает надбавками и премиями. Но даже увеличившись вдвое, максимальный заработок учителя не намного превысит уровень прожиточного минимума. Предыдущее повышение окладов произошло в декабре 2001 года. Правда, в октябре 2003 года ожидается их рост, но всего на 33%. К тому же с 1 октября планируется отменить Единую тарифную сетку, но вряд ли это повлечет за собой ощутимое улучшение финансового положения педагогов.

В такой ситуации приходится либо изыскивать дополнительные статьи пополнения бюджета, либо и вовсе менять вид деятельности. Лето для учителей — пора отпусков, которые можно использовать для поиска новых мест работы. Вот какая картина наблюдалась на рынке труда работников образования этим летом (см. диаграмму).

К сожалению, педагоги не хотят трудиться на своем поприще. Всего 3,5% соискателей соответствующего профиля указывают в качестве возможной должность преподавателя или учителя, причем иностранного языка. Самые популярные профессии — переводчик, секретарь (34% соискателей), менеджер по персоналу, по работе с кадрами (18%).

Учитель-переводчик

Конечно, учителям иностранных языков легче переквалифицироваться, да и лингвистическое образование весьма ценно: работодатели нередко даже не рассматривают предложения не имеющих его соискателей. Как правило, поступить в педагогический институт на языковое отделение проще, чем в языковой вуз. Конкурс в педагогические вузы Москвы на отделения лингвистики в 2002 году составлял около 10 человек на место. Скорее всего в этом году он был еще больше. Качество подготовки во всех учебных заведениях разное, а в дипломах указано, что человек получил лингвистическое образование.

Итак, учителя иностранных языков — это основная масса соискателей, ищущих работу вне образовательных структур. Девушки предпочитают педагогике должности секретарей-референтов и помощников руководителей, а юноши и люди зрелого возраста — переводчиков.

Что касается зарплат, то преподаватели, предпочитающие профессию переводчика, запрашивают от $400, при этом планка поднимается пропорционально уровню владения языками и их количеству. Важно также, какой иностранный язык знает кандидат. Если это английский и японский, меньше чем на $800 он не согласен. Надо отметить, что здесь речь идет о педагогах по образованию, уже имеющих опыт работы переводчиками. Те соискатели, которые занимались только преподавательской деятельностью, в среднем хотят получать порядка $330.

Психолог — менеджер по персоналу

Это вторая по популярности должность, на которую претендуют люди с педагогическим образованием и психологи. Детские психологи, не желающие реализовывать себя в детских садах и школах, социальные психологи, которых не устраивает оплата труда этой категории работников, — все как один мечтают быть менеджерами по персоналу, что тоже вполне объяснимо. Несмотря на то, что психологию изучают все будущие педагоги, не имея опыта управления персоналом, неразумно надеяться на большие деньги. Психологи и преподаватели, стремящиеся начать карьеру в этой области, запрашивают от $200 до 350.

Кто угодно, только не учитель

Среди должностей, востребованных педагогами, встречаются самые разные (27,7%). Например, учитель русского языка и литературы собирается стать продавцом элитной косметики, учитель математики — финансовым менеджером. Многие изъявляют желание быть маркетологами, менеджерами по туризму. Но 16,8% соискателей вообще не указывают предполагаемой вакансии. Они не знают, кому нужны и на что вправе рассчитывать.

Конечно, на голом энтузиазме далеко не уедешь, и альтруистов, готовых трудиться почти даром, становится все меньше. Но все-таки хочется верить, что никогда не исчезнут учителя по призванию и гениальные педагоги, которые не могут существовать без учеников и, несмотря ни на что, дают им хорошее образование.

По материалам отдела статистики кадрового агентства «Эксклюзив Персонал»

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф