Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

О роли российских СМИ в реформировании образования
Балашов В.В., к.э.н., директор НОАНО «УКЦ «Практик»

Реформа образования не сможет пройти успешно, не став предметом содержательного обсуждения всех заинтересованных в ней социальных групп. СМИ – идеальная площадка для такой дискуссии, а также одно из важнейших средств мониторинга мнений по поводу реформы. Если эти условия не выполняются, реформа оказывается, с одной стороны, внутренним делом профессионального педагогического сообщества, а с другой – совокупностью административных актов, навязанных обществу государственной властью.

Говоря о роли СМИ в реформировании российской образовательной сферы, не следует забывать, что реформа на практике сегодня далеко не является узким профессиональным вопросом работников системы образования. Напротив, это проблема, имеющая огромное значение для всего общества и, более конкретно, политическая проблема. Чем в меньшей степени СМИ являются площадкой для диалога между реформаторами и обществом, реформаторами и профессиональным сообществом и т.п., тем больше вероятность того, что реформа станет предметом политических спекуляций, а противостояние «чуждым русским традициям реформам» – удобным элементом риторики некомпетентных политиков.

У СМИ, как у важного института гражданского общества, есть полное право и возможность иметь собственное представление о реформе образования и ее нуждах. В этом отношении журналисты являются такими же «заказчиками» реформы, как и прочие заинтересованные в ней институты. Ситуация, однако, такова, что, в силу специфики своего положения, СМИ могут лучше, чем другие институты, представлять себе положение с реформой в целом, часто абстрагируясь от эгоистических интересов отдельных групп, имея возможность выстраивать целостную картину из потребностей «общественности», профессионального сообщества педагогов, нужд государства.

Общественное мнение формируется в городах, и проводя PR-кампанию по поддержке реформы образования придется направить ее, в первую очередь, на жителей крупных городов, поскольку реформа может встретить существенное противодействие именно там – будь то вследствие негативных публикаций в СМИ, недовольства общественных организаций или властных структур. Даже если допустить, что в какой-то момент социологические исследования выявят недовольство реформами абсолютного большинства сельского населения, на ход самих реформ это не окажет воздействия – до тех пор, пока это оно не будет поддержано и использовано в своих целях противниками реформ в крупных городах. Конечно, это не значит, что в процессе реформ следует игнорировать мнение сельского сообщества или не следует уделять никакого внимания PR-акциям, направленным на эту социальную группу. Но основное направление информационного сопровождения проекта – жители крупных городов и в первую очередь здешние «лидеры общественного мнения», в том числе журналисты. Так, например, в Самарской области, обеспечив себе благосклонное расположение прессы в городах Самаре и Тольятти, можно будет считать основную проблему информационного сопровождения мероприятий реформы почти решенной.

На общественное мнение на селе в значительной степени воздействуют те же СМИ, что и в крупных городах. Влияние местных газет нельзя недооценивать, но их мнение часто повторяет мнение городских газет – особенно в тех случаях, когда неясно или отсутствует мнение районного руководства. Таким образом можно сделать вывод о том, что общественное мнение сельского сообщества во многом зависит от горожан. Как отмечали наблюдатели, директора сельских школ, оказавшись в одной аудитории со своими коллегами из крупных городов, стараются прислушиваться к их мнению и иногда повторяют его, вместо того, чтобы высказывать собственное. То же самое, хотя и не так ярко, проявляется и по вопросу собственного мнения родителей учеников школ.

Реформа затрагивает не только интересы регионов, но также политику всей современной России. Положение реформаторов осложняется тем, что их деятельность и даже само существование международных общественных организаций, благотворительных фондов и т.п. противоречит во многом традиционалистским настроениям, которые сегодня господствуют в общественном мнении России и нарождающейся государственной идеологии. В новой российской реальности практически не осталось места для положительного восприятия западного опыта. Складывается впечатление, что большинство или, по меньшей мере, значительная часть граждан воспринимают любые ссылки на Запад отрицательно. Следует отметить, что в первую очередь это относится именно к «путинскому большинству» а затем – к традиционно антизападно настроенным группам, например, тем, кто поддерживает на выборах коммунистов.

Эти утверждения могут показаться слишком радикальными. Попробуем, однако, кратко проанализировать отношение российских СМИ как в провинции, так и в Москве, к теме школьной реформы. В качестве примера рассмотрим нашумевший документальный фильм Андрея Караулова, показанный по каналу «ТВ-Центр». В нем идет речь об упадке культуры на пространстве бывшего Советского Союза. В ряду прочих примеров такого упадка – учебники истории России для российской средней школы, написанные, как утверждает автор, по заказу Сороса в Нью-Йорке. Скорее всего, автор ошибается и речь идет об учебниках, написанных и изданных в России при поддержке института «Открытое общество». Однако эта ошибка весьма показательна. Караулов расставляет акценты следующим образом: учебники для наших детей пишут американцы, которые, по меньшей мере, не могут знать российской истории. Это заведомо плохие учебники (один из аргументов – о Великой Отечественной войне написано лишь 15 страниц). Более того, они нарочно насаждаются вместо хороших. Чуть раньше в том же фильме Караулов легко отождествляет деятельность фонда Сороса с государственной политикой США и утверждает, что американцы вначале сознательно способствовали распаду СССР, затем «уничтожению» отечественной экономики и наконец приступили к разрушению культуры.

Обращение журналиста такого масштаба, как Караулов, к этой теме не может быть случайным, тем более что это не единичное явление. Если раньше утверждения типа «Сорос сознательно разрушает русскую культуру» позволяла себе только «оппозиционная» пресса, то теперь они встречаются в умеренных и лояльных к властям всех уровней изданиях и на телевидении. Это означает, что за последнее время в общественном сознании произошли серьезные изменения – теперь читатели «умеренных» газет и зрители ТВ готовы воспринимать утверждения, подобные утверждениям Караулова. Добавим, что «критика» деятельности западных благотворительных фондов и конкретно реформы образования построена не на анализе реформы, а именно на утверждении, что грядущие изменения противоречат русским традициям и опасны для русской культуры.

(По материалам проекта «Исследование механизмов совершенствования информационного сопровождения мероприятий в рамках концепции модернизации российского образования»)

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф