Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Здоровье как отражение благополучия в процессе развития личности (Клинический аспект)
Яссман В.П., к.псих.н., ДВГУПС

Здоровье нации, и, прежде всего, детей – главное условие процветания и благополучия этой нации. В последнее время набирают силу такие научные направления как валеология, экология, психология здоровья, психология безопасности. Ценность человеческой жизни в целом приобретает все больший приоритет в системе государственных прерогатив. Финансируются социальные программы поддержки, профилактики, реабилитации соответствующих слоев населения, в частности со стороны зарубежных фондов. Все это красиво и оптимистично. Однако на деле истинное состояние здоровья населения России и стран СНГ, а также мер по его улучшению оставляет желать лучшего.

Статистика, результаты научных исследований рисуют картину, вызывающую беспокойство. По данным о детской рождаемости лишь 30% детей относительно здоровы. Многие дети имеют неблагоприятный неврологический статус. Растет процент детей с различными отклонениями психического развития (умственно отсталые, дети с дефицитарным развитием, с ММД, гиперактивностью, дизгенетическим синдромом и другими формами отклонений), т.е. с различными отклонениями в морфогенезе и функциогенезе. Ситуация обучения в школе также вызывает самые прямые опасения за здоровье детей. В 1994г. здоровыми были признаны лишь 10% выпускников и 15% дошкольников. В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем развитии от нормы. В Санкт-Петербурге более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Новгороде у 60%, в Твери у 48%. Установлено, что около 16% первокласников не готовы к школьному обучению, у 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Наличие у таких учащихся легких остаточных явлений органического поражения ЦНС, минимальной мозговой дисфункции препятствует успешному усвоению ими школьной учебной программы. Такие дети нуждаются в комплексном медико-педагогическом подходе. Исследованиями физиологов также установлен факт выраженного снижения уровня здоровья учащихся к концу школьного и послешкольного обучения, приобретения за время обучения разного рода соматических заболеваний. Значительный процент соматических заболеваний имеет под собой психогенные причины. В процессе школьного обучения такие дети не справляются с требованиями школы, часто оказываются в ситуации неуспеха, в ситуации неадекватной оценки со стороны педагога, что вторгает ребенка в состояние стресса, и дезадаптирует его. В результате усугубляются имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, что ведет к еще большей дезадаптации и дальнейшим отклонениям в психическом и личностном развитии. Мозг ребенка формируется очень длительно и оказывается очень чувствителен к неблагоприятным как эндогенным, так и экзагенным факторам. Так лобные отделы, отвечающие за произвольные формы поведения, програмирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, вопреки общепринятым воззрениям окончательно формируются лишь к 20-22 годам, что свидетельствует об окончании подросткового возраста. Межполушарная асиметрия окончательно складываются к 15 годам. Уровень энергетического распределения, уровень саморегуляции также является неустойчивым, особенно в подростковый период, когда происходят выраженные гормональные сдвиги и перемеживание мозговых, клеточных структур.

Одной из наиболее частых причин, снижающих продуктивность умственной деятельности школьников вследствии легкой органической недостаточности головного мозга, является ослабление умственной работоспособности. Оно возникает у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышением внутричерепного давления, в результате длительных соматических заболеваний, инфекций, и т.д. Основными симптомами такого рода нарушений являются головные боли, головокружение, повышенное двигательное беспокойство, плохая концентрация внимания, рассеянность, утомляемость, невыносливость к сенсорным раздражителям, неспособность к длительному интеллектуальному сосредоточению, замедление темпа восприятия и усвоения материала, слабое переключение с одного действия на другое, трудности запоминания на уроке, нарушение мелкой моторики рук, различная речевая патология, двигательная расторможенность-заторможенность, капризность, плаксивость, агрессивность и т.д. Что интересно, в рамках индивидуального психоневрологического обследования такие дети не обнаруживают истинных трудностей осмысления.

Изучение школьной дезадаптации показало, что у стойко неуспевающих детей катострофически быстро формируются отрицательные формы поведения и черт характера. Первый и наиболее важный фактор, способствующий возникновению отрицательного отношения к учебному процессу – длительные и массивные трудности в овладении учебным материалом. По данным исследований, уже с первых дней обучения в массовой школе у 73% обследуемых детей обнаруживалась стойкая неуспеваемость. Постепенно исчезало желание учиться. Появлялась аггрессия к школьному имуществу, неприязнь к педагогическому процессу. Второй важный фактор – большинство учителей обращает внимание только на отрицательные особенности неуспевающих детей и не замечает положительных. Учителя оказываются неподготовленными к пониманию истинных причин стойкой неуспеваемости, предполагают, что в основе трудностей обучения лежат нежелание учиться, лень, слабоволие. Не владея знаниями из области дефектологии и нейропсихологии учителя используют привычные средства, обвиняют родителей за отсутсвие контроля за детьми. Делая замечания в адрес слабоуспевающих, педагоги формируют негативное, пренебрежительное отношение к ним. Недоброжелательное отношение сверсников – третий фактор приводящий к дезадаптации. Частично это вызвано ассимиляцией мнения педагога, поскольку младшие школьники воспринимают другого ребенка через призму отношений к нему со стороны взрослых. В результате возникают конфликты и взаимная неприязнь между детьми. Пренебрежительное отношение к слабоуспевающим школьникам со стороны родителей – 4 фактор. Двусторонний пресинг загоняет такого ребенка в ловушку, вызывает у него выраженное невротическое состояние, часто с соматическими проявлениями. Выход из создавшегося положения дети часто находят в ассоциальных формах поведения. На 5 году обучения такие дети полностью равнодушны к обучению, системой их поведения становиться блуждание по улицам, участие в ассоциальных группах, появляется аффективная неустойчивость, вспыльчивость, неуправляемость. Их агрессивность начинает распространяться на членов семьи, что является поводом для помещения таких детей в детский психиатрический стационар. Лечение детей в такой больнице приводит лишь к стойкой психопатизации поведения. В дальнейшем возникают драки, бродяжничество, мелкие правонарушения, наркотики, алкоголь, хулиганство, подростковая преступность, криминализация. За последний год в Южно-Сахалинске криминализация молодежи увеличилась на 20%.

Все больше внимания в настоящее время отводится проблеме ранней диагностике, начиная с рождения а то и задалго до него с целью выявленя детей группы риска.

В последние годы многими психологами в качестве одной из основных причин отклонений в психическом и соматическом здоровье указывается несоответствие программ школьного обучения актуальным возможностям и актуальному уровню развития детей. На период поступления детей в школу, имея одинаковый биологический возраст, девочки на год опережают мальчиков, т.е. девочки и мальчики оказываются в неравном положении.

Установлено, что праворукий, но левоглазый (имеется ввиду доминирующая мануальная и сенсорная система) ребёнок запаздывает в развитии на ранних этапах, поскольку до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догоняют сверстников в своём развитии, а став взрослыми, имеют более высокий интеллект.

Утверждается даже, что в 9-10 лет ребёнок является существом правополушарным, что характеризуется непроизвольностью, невысокой осознанностью поведения, высокой эмоциональностью, непосредственностью и образным характером познавательной деятельности.

Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций. Эти особенности детского мышления необходимо использовать при обучении. Но школа усматривает одну из главных задач как раз в развитии и тренировке логического мышления, поэтому все усилия педагогов направлены на стимуляцию левополушарных возможностей. Причем требования и задания, выдумываемые и предлагаемые рядом учителей абсурдны. За примерами далеко ходить не надо. Благодаря этим усилиям происходит сдвиг усилий влево. Левое полушарие у большинства детей не готово справляться с такими нагрузками, что приводит к перегрузкам и нервным сбоям. Установлено, что дети пребывают в школе в состоянии хронического эмоционального, информационного сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему, обеспечивающую основы иммунологической, нейрогуморальной и психической жизнедеятельности. Кроме этого, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной «забывания» информации при проверках. Особенно часто это наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа.

Таким образом, важнейшим условием психического и соматического здоровья детей и основной здоровьесберегающей технологией является грамотно организованный процесс обучения, построенный с учетом системного и индивидуального подхода к ребенку, который должен начинаться с квалифицированной комплексной диагностики, являющейся основанием для выбора адекватных стратегий обучения и развития ребенка.

Вместе с тем нейропсихология располагает достаточным набором уникальных по эффективности формирующих программ, отвечающих всем требованиям здоровьезберегающих технологий, в которых нуждается подавляющее количество учащихся, и с которыми массовая школа, к сожалению, совершенно не знакома.

Яссман В.П.

канд.псих наук, ДВГУПС

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф