Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Педагогическое образование: кризис перепроизводства кадров
Блинов В.И., д.п.н., руководитель НМЦ кадрового обеспечения общего образования Минобразования России

Двадцать лет тому назад дать ответ на этот вопрос было несложно. Всё определялось тем, что в роли единственного заказчика образования выступало государство. Оно и планировало, сколько учителей готовить и по какой специальности. Ежегодный выпуск педагогических учебных заведений Советского Союза по каждой специальности составлял ровно 10% от числа работающих учителей данной специальности. В условиях всеобщего среднего образования и обязательного распределения кадров данная цифра недвусмысленно свидетельствует о том, что срок работы в школе среднестатистического учителя определялся в 10 лет. А потом…?

Сегодня заказчиком высшего профессионально-педагогического образования выступает уже не только государство, но и сам его потребитель – будущий учитель. Но пока что внедрение образовательных кредитов и иных механизмов цивилизованного регулирования рынка высшего педагогического образования впереди, а административно-государственные рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ, в лучшем случае – регионов. До последнего времени практически ничего нельзя было сказать о том, насколько реальные потребности регионов в учителях удовлетворяются (или не удовлетворяются) системой непрерывного педагогического образования.

В самом деле, кто может достоверно ответить на вопрос о том, больше или меньше было выпущено, скажем, учителей математики в Тверской области в 2003 году, чем это требовалось в том же году для заполнения вакансий в школах этой самой Тверской области? И всё это, разумеется, с учётом показателей трудоустройства выпускников и закрепления молодых специалистов. И подобные вопросы могут быть заданы по каждой из специальностей высшего и среднего педагогического образования, по каждому из субъектов федерации.

О том, насколько нерациональна такая подготовка специалистов, говорить не приходится. Выпускать «лишних» учителей – всё равно что бросать деньги на ветер. (По данным международных исследований стоимость обучения одного студента в российском государственном вузе составляет около 577 долларов США в год)[1]. Недостаток учителей в школах, в свою очередь, приведёт к увеличению и без того большой удельной нагрузки учителя, и следовательно – к дальнейшему снижению качества обучения.

Будучи всерьёз обеспокоено сложившейся ситуацией, Министерством образования Российской Федерации Научно-методическому центру кадрового обеспечения общего образования[2] было поручено провести необходимое исследование, что и было осуществлено в 2003 г.

Уместно заметить что, общая оценка соответствия количественных и качественных показателей кадрового обеспечения потребностям регионов Российской Федерации была предусмотрена Программой модернизации педагогического образования. Решение этой задачи потребовало создания системы сбора и обработки статистической информации – данных о демографических и миграционных изменениях в регионах и сопоставления их количественным показателям подготовки кадров для системы общего образования.

Предварительные результаты показывают, что последствия «демографического спада» сказались на сегодняшних и завтрашних потребностях регионов России в педагогических кадрах значительнее, чем это можно было предположить. Напомним, что в если 1987 году в России родилось 2,5 миллиона детей, то в 1999-м – лишь 1,21 миллиона.

А это значит, что в 2005 году в первые классы российских школ пойдёт вдвое меньше ребятишек, чем будет в том же году выпущено девятыми классами. Понадобится вдвое меньше, чем, например, в том же 1987 году, учителей начальных классов. А ещё через десять лет понадобится вдвое меньше учителей физики и математики, истории и словесности…

К началу 2000-х гг. ситуация со спадом рождаемости стабилизировалась, но на минимальном уровне. Значит, увеличивать планы приёма в педагогические учебные вузы в ближайшие годы смысла нет. А тем временем то в классическом университете, то в университете негосударственном открывается приём на всё новые педагогические отделения…

На основе методики, разработанной в Научно-Методическом Центре кадрового обеспечения общего образования, и анализа большого массива демографических и статистических данных, выявлено, каким именно образом ситуация «демографического спада» в России сказывается на потребности в педагогических кадрах. В 2003 году по одной только позиции «учитель начальных классов» избыток подготовки педагогических кадров средними и высшими педагогическими заведениями России составил девятнадцать тысяч двести восемьдесят два человека. В пересчёте на долларовый эквивалент это более десяти миллионов долларов, выброшенных на ветер.

Кроме того, выявлена различная степень несоответствия между потребностью в педагогических кадрах и их подготовкой для различных территорий РФ. Так, например, подготовка учителей математики в системе среднего и высшего педагогического образования Приволжского федерального округа в 2004 г. превышает реальные потребности региона на 825 человек, тогда как в Южном федеральном округе недостаток в подготовке учителей математики составляет 338 человек.

Регулирование ситуации требует принятия серьёзных управленческих решений. Последние, в свою очередь, должны быть тщательно взвешенными, дабы не оказались ущемлены права никого из субъектов образовательного процесса в системах как непрерывного педагогического, так и общего образования. Для определения количественных параметров потребностей регионов РФ в специалистах педагогического профиля Центром кадрового обеспечения общего образования была разработана «Методика прогнозирования потребности в педагогических кадрах». При этом было учтено обязательное требование Министерства образования: данные, которые позволяет получать эта методика, должны обладать достаточной точностью и приемлемой формой, чтобы использоваться для принятия и обоснования управленческих решений, связанных с изменением планов приёма в высшие и средние профессионально-педагогические учебные заведения, а также для выработки общей стратегии повышения эффективности педагогического образования.

Цель работы специалистов Центра в рамках методики – получение и корректировка информации о потребности в педагогических кадрах по территориям Российской Федерации. Значительный объём информации и сложность её обработки в рамках методики потребовали создания электронной базы данных.

Расчёты осуществляются на основе двух типов исходных данных: табличных данных и коэффициентов. Значение табличных данных зависит от года и территории и поэтому вносится в базе данных и хранится в форме двухмерной таблицы «Год – территория». К табличным данным относятся: планы приёма в педагогические учебные заведения по каждой из специальностей и статистические показатели рождаемости. Коэффициенты – данные, значение которых слабо зависит от года и от территории. Пересчёт данных в основные показатели осуществляется в электронной Базы данных автоматически на основе разработанного математического аппарата. Таким образом, в пользовательской Базе данных данные представляются уже в форме основных показателей.

При этом используемый математический аппарат количественного прогноза основан на сопоставлении демографических характеристик территорий РФ (по годам) с количественными показателями по выпуску педагогических кадров в учебных заведениях, производящих подготовку по педагогическим специальностям.

Рассмотрим подробнее, в форме каких показателей может получить пользователь необходимую ему информацию.

1. Потребности регионов в педагогических кадрах. Потребность в учителях той или иной специальности подсчитывается по формуле, учитывающей число учителей на одного учащегося начальной (или, соответственно, средней) школы, долевой коэффициент нагрузки учителя начальных классов в общем объёме педагогической нагрузки в классе, а также демографический показатель (общее число учащихся, родившихся за определённое число лет до того года, для которого рассчитывается показатель). Расчёт долевых коэффициентов специалистов осуществляется на основе федерального компонента действующих учебных планов.

2. Потребности регионов в выпускниках. Данный показатель рассчитывается отдельно по каждому году для каждой специальности на основе предыдущего и с учётом коэффициента обновления педагогических кадров, рассчитанный на основе реальных статистических показателей, а также коэффициента, отражающий долю выпускников педвузов, идущих работать по специальности.

3. Планы выпуска педагогических учебных заведений. Планы выпуска педагогических учебных заведений рассчитываются на основе планов приёма студентов по данной специальности во всех профессионально-педагогических учебных заведениях данной территории с вычетом доли студентов педагогических учебных заведений, доходящих до выпуска. При расчёте планов выпуска учитывается продолжительность обучения студентов. Таки образом, планы выпуска на перспективные годы рассчитываются на основе имеющихся или прежних планов приёма.

4. Показатель несоответствия, сводя в себе значения предыдущих, позволяет принимать обоснованные управленческие решения по изменения планов приёма в педагогические учебные заведения. Данный показатель иллюстрирует соотношение между реальной потребностью территории в педагогических кадрах определённой специальности (по годам), и подготовкой учителей этой же специальности на территории. Иначе говоря, показатель несоответствия основан на сопоставлении двух независимых рядов табличных данных: с одной стороны – статистических данных о рождаемости, с другой – планов приёма в педагогические учебные заведения. Показатель несоответствия может принимать как положительные, так и отрицательные значения, свидетельствуя, соответственно, об избыточной или о недостаточной подготовке учительских кадров по данной специальности в конкретном регионе (на определённый год).

На сегодня количественное наполнение базы данных конкретизировано на уровне Федеральных округов РФ, что уже позволило сформулировать некоторые стратегические задачи на уровне Министерства образования. Однако непосредственным субъектом принятия решений об изменении планов приёма в педагогические вузы и училища в регионы является региональный орган управления образованием. Поэтому в ближайшей перспективе намечается уточнение всех основных показателей кадрового обеспечения общего образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Как видно, речь идёт уже о создании единого информационного пространства, отражающего текущее состояние кадрового обеспечения общего образования, активными субъектами которого выступают, с одной стороны, Министерство образования РФ и его Отдел содержания педагогического образования, с другой – региональные отделы образования, а также вузы и ссузы, осуществляющие подготовку по педагогическим специальностям. Адекватное решение проблемы кадрового обеспечения общего образования видится возможным лишь при активном участии всех перечисленных субъектов информационного пространства. В свою очередь, естественным порядком встаёт вопрос о координации их действий.

Решением Министерства образования роль координатора была поручена Центру кадрового обеспечения общего образования, которым был в связи с этим создан данный информационный портал в сети Интернет «Кадры общего образования».

Задачи портала, организационно оформившему единое информационное пространство педагогического образования, достаточно разнообразны. Предполагается, что он позволит пользователю получить исчерпывающую информацию по всем аспектам проблемы кадров отечественного образования, будет способствовать объединению усилий всех заинтересованных сторон в решении вопросов, назревших в системе образования и так или иначе связанных с теми, то в этой системе работает. Отдельная задача – обеспечение вузов России информацией об открытых конкурсах, объявляемых как Министерством образования, так и другими организациями, учреждениями и фондами и нацеленных на решение задач программы модернизации педагогического образования.

Отдельные рубрики посвящены таким вопросам, как новости педагогического образования (в том числе информация «из первых рук» руководителей и специалистов Министерства образования); нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность; проекты стандартов общеобразовательной школы и педагогического образования; информация; статьи и публикации по проблемам педагогического образования, качества и эффективности труда учителя; форум; рубрика «вопросы и ответы», где пользователь может задать свой открытый вопрос любому ответственному лицу и получить на него ответ. Отдельная рубрика отводится вопросам интеграции российского педагогического образования в европейское образовательное пространство.

Как уже отмечалось, создание электронного портала «Кадры общего образования» имеет целью привлечь педагогические высшие и средние учебные заведения регионов РФ к процессу управления количественными показателями подготовки педагогических кадров. Речь идёт прежде всего о тех учителях, которые обеспечивают ведение предметов федерального компонента базисного учебного плана. При этом каждый регион, как и прежде, сохранит определённые возможности варьировать планы приёма, определяемые региональным компонентом учебного плана (на сегодня это 20%, включая учителей таких специальностей ВПО, как «родной язык и литература» или «культурология» - этих предметов в федеральном компоненте учебного плана нет).

Действия регионального органа управления образованием по планированию федерального компонента приёма в педагогические вузы и ссузы будет уже в ближайшее время осуществляться в тесном взаимодействии с самими учебными заведениями и на основе информации, предоставленной Министерству образования Центром кадрового обеспечения общего образования. Приведём примерную технологию такого планирования.

1. Первый шаг – наполнение единой базы данных Центра кадрового обеспечения общего образования информацией, собранной в регионе При этом демографическая статистика должна охватывать не менее чем 16-летний период. (Например, для расчётов по 2004 г. необходимы данные по рождаемости, начиная с 1988 года, в который родились нынешние условные одиннадцатиклассники). Статистика по планам приёма должна охватывать 6-летний период (напр., для расчётов по 2003 г. должны быть задействованы планы приёма 1997-2000 гг., в зависимости от продолжительности обучения будущего педагога, т.е. специальности и типа профессионального педагогического образования).

2. На следующем этапе по специальной методике рассчитываются точные значения коэффициентов по субъекту РФ. В случае невозможности получения тех или иных данных можно воспользоваться средними значениями коэффициентов по России. (Так, например, среднее число учащихся на одного учителя в начальной школе на 2003 г. в РФ составляло 0,06; в среднейшколе – 0,084).

3. После внесения необходимых параметров в электронную базу данных производится автоматический расчёт показателя несоответствия по каждой из специальностей высшего и среднего педагогического образования на определённое число лет вперёд. Так, например, показатели, определённые в расчёте на 2009 г. (проведённые на основе текущих величин планов приёма в педвузы), позволят скорректировать план приёма на 2004 г. Оперативно получая результаты расчётов по сети Интернет, вуз (ссуз) принимает решение изменить (или сохранить) планы приёма в педагогические вузы. Данное решение согласовывается с Центром кадрового обеспечения общего образования и затем утверждается региональным органом управления образованием.

Перспективы работы над решением кадровых проблем общего образования достаточно широки. В числе таких проблем, рано или поздно подлежащих решению в ходе реализации Программы модернизации педагогического образования, - совместительство учителей, превышающих иногда всякую меру; вопрос об учителях с возрастом, далеко превышающим пенсионный; массовая переквалификация учителей тех специальностей, спрос на которые падает и др. Наконец, предстоит приступить к широкому и всестороннему анализу качественных показателей кадровой проблемы общего образования: начиная от мотивации учителя к своему профессиональному труду и завершая динамикой отношения общества и различных его групп к учительской профессии.

По всем вопросам, возникшим по ходу чтения настоящей статьи, либо же в результате раздумий по её прочтении, Вы можете обратиться к специалистам НМЦ кадрового обеспечения общего образования по адресам:
info@teacher-edu.ru


[1] Данная цифра получена на основе показателей, приведённых в кн.: Полетаев А.В., Агранович М.Л.., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. – М: Аспект Пресс, 2003.

[2] Полное название: Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования Института общего образования Министерства образования РФ.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф