Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Итоги реализации Программы модернизации педагогического образования и основные направления на 2004 год
Калинникова Н.Г., к.филол.н., начальник Отдела содержания педагогического образования

В Программе модернизации педагогического образования определены следующие основные направления и задачи модернизации: оптимизация структуры и совершенствования организации профессиональной подготовки педагогов; совершенствование содержания и форм подготовки педкадров; научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования. Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги выполнения мероприятий, намеченных в программе на 2003, и уточнить задачи на ближайшую перспективу.

В целях реализации первоочередных мероприятий по модернизации педагогического образования в 2003 году в рамках Федеральной программы развития образования выделено приоритетное направление «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования».

В ходе выполнения ряда проектов был проведен анализ состояния и перспектив развития системы подготовки педагогических кадров, разработана методика прогнозирования потребности в педагогических кадрах. Проведенный мониторинг модернизации педагогического образования показал актуальность проводимой работы и позволил уточнить, конкретизировать цели на ближайшую перспективу.

В Программе модернизации педагогического образования выделена проблема недостаточной ориентированности профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, в проблемах модернизации общего образования. Впервые в 2003 году проведено системное повышение квалификации ППС педвузов – 1039 человек. На базе РГПУ им. А.И. Герцена, МПГУ, Иркутского, Томского, Красноярского, Волгоградского, Челябинского, Омского государственных педагогических университетов, Биробиджанского государственного педагогического института (вузы отобраны по конкурсу) были созданы центры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и проведено повышение квалификации преподавателей вузов, ведущих подготовку по педагогическим направлениям и специальностям.

Для выработки стратегии и тактики деятельности создаваемых центров, выработки подходов к планированию работы, разработки программ повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации образования для руководителей центров были организованы курсы на базе АПК и ПРО. Разработаны необходимые методические материалы и программы. В 2004 году работа будет продолжена и планируется открытие центра в Приволжском Федеральном округе.

В связи с модернизацией общего образования остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров.

В связи с этим особо важным видится выполнение проекта по корректировке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлениям и специальностям педагогического образования, головными вузами учебно-методических объединений по направлениям и специальностям педагогического образования подготовлены проекты обновленных ГОС ВПО, примерные учебные планы, рекомендации по корректировке содержания подготовки педагогических кадров.

Например, в стандарты по педагогическим специальностям внесены изменения в квалификационную характеристику выпускника: выделены пункты «область профессиональной деятельности» и «объект профессиональной деятельности»; уточнены виды профессиональной деятельности для различных групп специальностей и конкретизированы задачи профессиональной деятельности; с ними соотнесены требования к уровню подготовки выпускника; разработаны новые дисциплины, разработанных в рамках выполнения НИР, даны рекомендации к включению этих курсов в различные циклы дисциплин; уточнены названия и обновлено содержания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки с позиций усиления практической направленности преподавания и ориентацией на профильное обучение в старшей школе.

В 2004 году планируется обновление примерных программ дисциплин федерального компонента ГОС ВПО

В ходе реализации научно-исследовательских проектов (МПГУ совместно с РГПУ им.А.И.Герцена) подготовлены предложения по обновлению Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования и программ в области среднего, высшего и дополнительного педагогического образования в целях обеспечения опережающей подготовки педагогических кадров для системы образования.

Внесены предложения по введению в действующий Перечень новых направлений (Специальное образование, Физическая культура, Профессиональное обучение) и специальностей (Экономика, Экология, Естествознание, Обществоведение), изменению названия специальности (вместо Юриспруденция – Правоведение с квалификацией специалиста «учитель права»). Проекты обновленного Перечня обсуждались на расширенном заседании Совета педагогическому образованию, Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования и Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, всероссийских совещаниях в Уфе и Туле. В настоящее время разосланы на согласование в органы управления образованием и педагогические вузы.

В ходе апробации учебных изданий по педагогике и психологии проведена экспертиза учебников и учебных пособий по педагогике и психологии, обеспечивающих дисциплины «Педагогика» и «Психология» федерального компонента стандартов по педагогическим направлениям и специальностям. Проект выполнялся в МПГУ с привлечением специалистов из более, чем 10-ти вузов: РГПУ, Башкирского, Казанского гос. Пед университета, Тульского гос. Пед, ун-та, Тамбовского гос. Университета и др. Разработаны рекомендаций по внедрению опубликованных учебников и учебных пособий, а также по созданию нового поколения учебников для педагогических вузов.

В ходе выполнения НИР разработаны и подготовлены к внедрению в образовательный процесс педагогических вузов новые курсы «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс», «Современные средства оценки результатов обучения».

В настоящее время проводится разработка содержания и системы организации практической подготовки студентов педагогических вузов, в том числе дорабатывается Положение о педагогической практике студентов. Ведется разработка примерных программ итоговой аттестации выпускников педагогических вузов по дисциплинам «Педагогика» и «Методика преподавания предмета», формируется банк оценочных и диагностических средств итоговой аттестации выпускников по педагогическим направлениям и специальностям.

Проведено 10 семинаров-совещаний, конференций для освещения содержательных, нормативных и методических вопросов модернизации общего и педагогического образования:

· всероссийское совещание заведующих кафедрами педагогики и психологии 30 сентября - 3 октября 2003 года на базе Башкирского государственного педагогического университета (г. Уфа, приказ Минобразования России от 19.06.2003 № 2581);

· IV всероссийская конференция «Качество педагогического образования: молодой учитель» 5 - 7 октября 2003 года на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (г. Москва);

· II всероссийская конференция «Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования» в период 15 - 16 октября 2003 года на базе Барнаульского государственного педагогического университета (приказ Минобразования России от 05.06. 2003 № 2414);

· совещание - семинар «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин: контекст модернизации общего образования» 26 - 29 ноября 2003 года на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, приказ Минобразования от 05.11.2003 № 4145);

Вопрос о системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров обсуждался на Совете руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации (г. Уфа, 15 сентября 2003 года).

В целях решения проблемы несоответствия уровня материально-технического обеспечения педагогических учебных заведений современным требованиям в 2003 году осуществлена поставка комплектов аппаратно-программных средств и оборудования в педагогические вузы (оснащены 66 факультетов начальных классов). В 100 вузов, ведущих подготовку по направлениям и специальностям педагогического образования, направлены комплекты электронных изданий учебного назначения для общеобразовательной школы (школьная медиатека - 27 наименований).

В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005годы)» реализованы 2 проекта по направлению «Информационно-методическая поддержка педагогического образования», связанных с ИКТ-компетенциями студентов педагогических вузов и разработкой инструментальной компьютерной среды для начальных классов.

По направлению «Подготовка и переподготовка педагогических кадров в области информационных технологий» продолжается создание ресурсных центров дистанционного образования (РЦДО) в регионах и их информационная и методическая поддержка для повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (действующих учителей). Система КИЦ-РЦДО позволяет интенсифицировать обмен информационными потоками (учебные, методические и дидактические материалы), организовать дистантное обучение слушателей, использовать для системы дополнительного профессионального образования ресурсы единого методического хранилища.

В целях координации работ и выполнения мероприятий Программы модернизации педагогического образования создан Совет по реализации Программы (распоряжение Минобразования России от 03.04.2003 № 399-13) и Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования при Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Об итогах выполнения Программы модернизации педагогического образования в 2003 году (161 kb)

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф