Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Взаимодействие учреждений педагогического образования разного уровня в системе непрерывного педагогического образования
Гунявина Н.Л., зам. начальника Отдела содержания педагогического образования

В своем выступлении я хотела бы остановиться на основных направлениях взаимодействия учреждений педагогического образования разного уровня, и в первую очередь, о развитии сотрудничества педагогических колледжей, училищ и вузов, которое в последнее время приобретает системный характер.

В системе среднего педагогического образования Россий­ской Федерации действуют 345 педагогических учебных заведения, из них 254 (74%) колледжей, в которых обучается 204 тыс. студентов по 20 специальностям среднего педагогического образования. В основном педколледжи и училища находятся в ведении региональных органов управления образованием. 9 колледжей являются структурными подразделениями вузов.

Более 90% педколледжей и училищ сотрудничают с высшими учебными заведениями. Как правило, педвуз сотрудничает сразу с несколькими педколледжами. Зарекомендовали себя следующие направления сотрудничества педколледжей, училищ и вузов: образовательная деятельность по сопряженным планам, повышение квалификации преподавателей педколледжей, проведение совместной научно - исследовательской и издательской деятельности, деятельности по профессиональной ориентации.

На федеральном уровне следует выделить два основных направления их взаимодействия.

Во-первых, взаимодействие, связанное с модернизацией содержания среднего педагогического образования и организации образовательного процесса.

При активном участии педвузов разработаны стандарты среднего педагогического образования второго поколения, которые введены в действие в 2002 году (по 10 специальностям) и в 2003 году (по 7 специальностям). Введение новых стандартов позволило обновить содержание дисциплин федерального компонента образовательного стандарта в соответствии с модернизацией общего образования, с учетом преемственности с содержанием высшего педобразования, в том числе, усилить психолого-педагогическую подготовку педагогов, ввести те программы дополнительной (углубленной) подготовки и специализации, которые востребованы региональными образовательными учреждениями. По запросам региональных органов управления образованием было введено более 20 новых программ дополнительной подготовки и более 10 новых специализаций, их содержание разрабатывалось совместно с учебными заведениями, которые реализовывали эти инновационные программы в порядке эксперимента в течение последних лет под патронажем педвузов.

Новое поколение стандартов обеспечивает более высокую степень гибкости и вариативности образовательных программ, открытости для самостоятельного проектирования содержания образования, адекватного запросам работодателей (для этих целей может быть использовано около 1/3 от общего объема времени, отведенного на освоение специальности).

Процесс введения новых стандартов подкреплен учебно - и нормативно методическим обеспечением. Утверждены около 100 примерных программ по общепрофессиональным и предметным дисциплинам, Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования, Рекомендации по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования, Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования. В экспертизе примерных программ и рекомендаций принимали участие органы управления образованием и педвузы.

В настоящее время идет процесс формирования нормативной базы непрерывного педобразования, в котором принимают участие педколледжи и педвузы.

В системе педагогического образования более 10 лет идет процесс реализации педвузами совместно с педколледжами рабочих сопряженных планов по родственным педагогическим специальностям .

Но только с 3 квартала 2003 года начала вестись разработка комплектов примерных сопряженных учебных планов по педагогическим специальностям среднего и высшего образования. Нами подготовлены проекты комплектов примерных сопряженных учебных планов по 3 педагогическим специальностям, которые предполагается утвердить в апреле этого года. В течение 2004 года в рамках НИОКР ФПРО планируется дальнейшая разработка комплектов сопряженных планов еще по 4 специальностям.

Подготовлен и прошел экспертизу в органах управления образованием и вузах проект рекомендаций «О порядке приема и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля». Сейчас этот проект находится в доработке и мы планируем его утвердить в марте этого года.

К настоящему времени в ситуации вхождения России в Болонский процесс подготовлены проекты стандартов Бакалавра по ряду специальностей педагогического образования со сроком обучения 4 года. Требуется проведение сопоставительных исследований этих проектов и образовательных стандартов по специальностям среднего педагогического образования со сроком обучения 3 года с тем, чтобы осмыслить роль и место среднего педагогического образования в подготовке педагогических кадров, определить модели личностных образовательных траекторий в системе непрерывного педагогического образования.

В настоящее время наш Отдел возглавляет всю работу по формированию содержания среднего педагогического образования, связанную с введением новых направлений подготовки, разработкой образовательных стандартов и учебно-программной и нормативно – методической базы функционирования и развития педагогических колледжей, поскольку отсутствует научная структура, разрабатывающая методологию развития содержания среднего педагогического образования. По этим вопросам Отдел работает в тесном сотрудничестве с вузами и рядом лучших педагогических колледжей России.

В целях координации действий по модернизации среднего педагогического образования, обобщению и распространению инновационного опыта, организации разработки учебно-программной и учебно-методической документации мы планируем создать в 2004 году в рамках ФПРО 10 базовых педагогических колледжей в разрезе федеральных округов Российской Федерации, осуществив в них поставки современного учебно-лабораторного оборудования.

Основными задачами базовых педагогических колледжей будут являться следующие:

- участие в разработке или корректировке государственных образовательных стандартов среднего педагогического образования в условиях модернизации общего и педагогического образования;

- разработка, экспертиза и апробация экспериментальной учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в условиях модернизации общего образования;

- обобщение и распространение передового опыта, накопленного в педколледжах федерального округа;

- определение направлений развития педагогического образования в соответствии с европейскими про­цессами;

- организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам модернизации образования.

Основными критериями выделения базовых педагогических колледжей были следующие:

- высокий научный потенциал руководителей и преподавателей педагогических колледжей;

- развитие экспериментальной, инновационной, научно-исследовательской деятельности;

- применение в образовательном процессе современных педагогических технологий (личностно-ориентированных, деятельностных, проблемного обучения, информационно-развивающих др.)

- реализация сопряженных с вузом профессиональных образовательных программ;

- вхождение в университетский комплекс, региональный образовательный комплекс или ассоциацию образовательных учреждений;

- реализация программ повышения квалификации педагогов со средним педагогическим образованием.

В результате анализа и по согласованию с органами управления образованием субъектов Российской Федерации нами были отобраны 10 базовых педколледжей в разрезе 7 федеральных округов (по два колледжа в крупных округах – Центральном, Приволжском и Сибирском), которые отвечают этим критериям и активно сотрудничают с педвузами в вопросах развития содержания образования.

Центральный

федеральный округ

Московский педколледж 8 «Измайлово»


Рыбинский педколледж Ярославской области


Северо-Западный

федеральный округ

Архангельский педколледж


Южный федеральный округ

Донской педколледж Ростовской обл.


Приволжский федеральный округ

Самарский социально - педагогический колледж


Дзержинский педколледж Нижегородской области


Уральский федеральный округ

Ревдинский педколледж Свердловской области


Сибирский федеральный округ

Барнаульский государственный педколледж


Иркутский государственный педколледж № 1


Дальневосточный

федеральный округ

Южно - Сахалинский педколледж Сахалинского госуниверситета


Второе направление сотрудничества педколледжей и педвузов – совместное участие во всероссийских совещаниях-семинарах. Это направление стало активно развиваться в связи с новой структурой управления педагогическим образованием. В 4 квартале 2003 года были проведены совместные совещания по проблемам содержания непрерывного педобразования на базе Ростовского и Омского госпедуниверситетов, в первом полугодии 2004 г. планируется проведение совещаний: по проблемам воспитания - на базе Дзержинского педколледжа Нижегородской области (при активном участии Нижегородского госпедуниверситета), на базе МПГУ – о ходе реализации Программы модернизации педобразования, на базе Иркутского госпедуниверситета – по проблемам содержания непрерывного педобразования в системе учебно-научно-методических комплексов «школа-педколледж-педуниверситет. В этих мероприятиях также примут участие представители региональных ИПК.

К настоящему времени почти во всех субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы развития образования, которые имеют различную структуру, и направлены (по содержанию мероприятий) на модернизацию системы образования. Как правило, в этих программах присутствует отдельный раздел – приоритетные направления модернизации системы непрерывного педагогического образования.

В 2004 году мы предполагаем осуществить мониторинг хода реализации региональных программ развития образования в части модернизации педагогического образования. Этот мониторинг предполагает не только анализ этих программ, но и разработку предложений по совершенствованию их структуры и содержания. Иными словами, какие общие вопросы, связанные с модернизацией педагогического образования должны найти отражение в этих программах, каковы модели взаимодействия образовательных учреждений среднего педагогического, высшего и дополнительного педагогического образования при решении этих вопросов.

Приведем конкретный пример. В Программе модернизации образования Иркутской области в разделе «Мероприятия по развитию педобразования в регионе» одним из мероприятий является создание областного образовательного комплекса, объединяющего ведущие вузы региона (классический, педагогический, лингвистический), 9 педколледжей и институт повышения квалификации работников образования. Одна из задач комплекса – создание региональной системы повышения квалификации работающих педагогов. В рамках этой системы классический университет осуществляет повышение квалификации и переподготовки по преподаваемому предмету, педагогический – в психолого-педагогической области, лингвистический – по иностранному языку, институт повышения квалификации – по методикам преподавания. Причем ИПКРО выступает координатором всей деятельности по повышению квалификации и переподготовке.

Интересным является решение вопроса о трудоустройстве выпускников педколледжей в образовательных учреждениях населенных пунктов сельской местности и малых городов (а таких 37) с одновременным получением ими высшего педагогического образования по заочной форме обучения. Заключаются четырехсторонние контракты (выпускник педколледжа- вуз- муниципальное управление образованием – региональное управление образованием). В условиях контракта выпускник педколледжа на бюждетной основе получает высшее образование. А администрация области оказывает вузам, работающим в системе педколледж – вуз финансовую поддержку. Так в 2003 г. было выделено из областного бюджета 2,2 млн. руб., в 2004 году – запланировано выделить – 8, 7млн.руб.

В ходе мониторинга программ модернизации педагогического образования мы предполагаем обобщить и распространить интересный опыт по взаимодействию всех субъектов системы педагогического образования.

В этой связи для нас очень важным представляется формирование Совета по непрерывному педагогическому образованию. С идеей создания Совета по непрерывному педагогическому образованию выступил Совет руководителей органов управления педагогическим образованием на совещании в Уфе 15 сентября 2003 г. В настоящее время от региональных органов управления образованием нами получено много предложений по кандидатурам в этот Совет. В ближайшее время эти предложения будут проанализированы, обобщены и состав предполагаемого совета будет обсуждаться в установленном порядке. В составе Совета в качестве равноправных партнеров будут представители региональных органов управления образованием, научных организаций, педвузов, педагогических колледжей и институтов повышения квалификации. Мы надеемся, что работа этого Совета придаст новый импульс модернизации педагогического образования.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф